26

Введение

Подростковый возраст — как один из важнейших этапов развития личности. Этот возраст представляет собой особый период жизни человека, в котором зачастую фигурируют конфликты, приводящие к различным поведенческим отклонениям, например, такими как агрессивное поведение, наркомания, суициды, а так же в последнее время становится популярным — нахождение в какой-нибудь субкультуре (панки, рокеры, байкеры, хиппи, эмо и др).

В этом возрасте очень сложно определить, является ли неадекватное поведение ребенка психическим заболеванием или вариантом нормального развития, но бывает и так, что во время «кризиса взросления» у личности могут развиться некоторые психические заболевания.

На становление подростка как личности мощнейшее влияние оказывают проблемы, стрессы в семье: супружеский конфликт отца и матери, конфликт в сфере воспитания, период развода, враждебное отношение или оскорбление ребёнка, чрезмерно жесткий родительский контроль, неправильно выбранный стиль воспитания, придирчивое требование дисциплины, потеря одного из главных членов семьи, болезнь среди родителей. В психологии эти проблемы называют — психосоциальные стрессоры.

Причинами трудностей в развитии могут быть не только отношения внутри семьи, но и особенности личности подростка, нарушения развития его личности.

Объект исследования: межличностные отношения подростков с родителями.

Предмет исследования: смысловой барьер в отношениях подростков и родителей.

Цель исследования: анализ смыслового барьера у подростков и их родителей.

Нам необходимо разрешить последующие задачи в соответствии с целью исследования:

1. Описать особенности отношений подростков с родителями;

2. Рассмотреть понятие смыслового барьера в отношениях подростков и родителей;

3. Рассмотреть результаты анкетирования и проанализировать смысловой барьер у подростков во взаимоотношениях с родителями

Методы исследования: проективная методика «Смысловые барьеры подростков и родителей»

База исследования: в исследовании приняли участие учащиеся 7-9 классов, в количестве 46 человек.

Структура курсовой работы:

1) Введение

2) В первой главе идёт речь о взаимоотношениях подростков и взрослых.

2) Во второй главе рассматривается понятие «смыслового барьера», его предпосылки, пути преодоления.

4) В третьей главе ход и анализ исследования.

5)В заключении подведены итоги исследования, а так же сформулированы необходимые выводы.

  1. Особенности взаимоотношений подростков с взрослыми

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребёнка — половым созреванием. А так же это самый острый и продолжительный период. Начинаясь с кризиса, этот возраст протекает трудно, как для ребёнка, так и для родителей или лиц ответственных за него. Во время полового созревания происходит гормональная перестройка организма, которая сопровождается телесными изменениями. Вступив в подростковую стадию развития, ребёнок усиленно начинает общение с двумя социальными группами: первая — сверстники, вторая — взрослые. Такое пребывание между миром детей и миром взрослых называется — маргинальностью.

Симптомы подросткового периода:

1.Первым симптомом подросткового кризиса является — снижение продуктивности и способности к учебной деятельности. Это связано с переходом на высшую ступень интелектуального развития, который ведёт за собой новые морали, поведения, новый механизм мышления. Последнее очень сильно влияет на язык, речь, а так же закладываются основы личности и мировоззрения (картины мира) подростка.

2.Вторым — негативизм. В психологии есть аналогия этого термина в «кризисе 3-ёх лет». В это время подросток склонен к ссорам, скандалам, нарушением дисциплины, враждебен к критике, живёт, словно отталкивается от среды. Но в то же время он испытывает внутреннюю тягу к одиночеству, беспокойству, самоизоляции. Стоит обратить внимания, что у мальчиков негативизм проявляется ярче, и начиная с 14-16 лет.

Л.С. Выгодский считает, что ребенок — потенциальный негативист. Негативизма нет только у 20% детей. Обычно негативизм проходит через несколько недель, но проходит весьма необычно, ребенок возбудим, или наоборот, недоступен уговором старших, туп. Но слишком серьёзные случаи происходят реже, и всё так же только у 20% детей.

С самого начала своего жизненного пути ребенок общается с родителями, которые удовлетворяют все его потребности на этот промежуток времени. Но дети растут, потребности их так же не стоят на месте. Ведущей деятельностью подростка является интимно-личностное общение. Чем старше становится ребёнок, тем сильнее у него выражена потребность в общении со сверстниками. В подростковом возрасте предметом общения выступают сверстники, содержанием. В этот период появляются первые волнения, переживание подростками своего пола, происходят серьезные изменения в половом сознании. Чувство взрослости способствует тому, чтобы подросток познавал новые для себя типы взаимоотношений с представителями противоположного пола. Возникает интерес к сверстнику не только как к личности, но и как к представителю другого пола. Подростковая дружба — очень сложное, часто противоречивое явление. Каждый подросток стремится иметь верного, близкого друга и именно поэтому лихорадочно меняет друзей. Критерии поиска друга для подростка:

1.Сходства

2.Эмоциональная поддержка

3.Доверие

4.Имение выслушать и рассказать проблемы

Друзья помогают подростку определить свой «Я-потенциал», приобрести необходимые личностные, социальные качества и навыки. Круг общения подростков довольно широк, но не постоянен. Отношения устраиваются довольно тесные, но недолговременные. Исходя из этого, подростку очень важно как к нему относятся другие, насколько привлекательными считают его внешность, манеру общения, физические данные. В подростковом возрасте в общении со сверстниками противоположного пола происходят коренные изменения.[4, с. 24-26]. Подростки, начиная, с 12-13 лет копируют поведение взрослых, которые пользуются неким авторитетом в их кругу. Сюда входит: мода в одежде, способы отдыха, манера общения, прически, и так далее.

На основе романтических взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, потребность в самосовершенствовании, появляется стимул к самовоспитанию и саморазвитию. Но, так же стоит заметить, что именно в этот период ухудшаются отношения с родителями, учителями потому, что подростку кажется как будто все против его, мешают ему, не выслушивают его мнения, не считают его взрослым. Исходя из таких доводов, предлагаю рассмотреть самую острую проблему — взаимоотношений с родителями. Подростковый возраст сам по себе характеризуется индивидуализацией. Именно благодаря ей зависимый ребёнок превращается в независимого подростка, который имеет ясные представления о себе как отдельном и личном от родителей человеке.

Основной проблемой возникающей у подростков является проблема, связанная с взаимоотношением с родителями. В начале юношеского возраста ребенок начинает избавляться от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии и уважении. В большинстве семей этот процесс проходит болезненно, и, к сожалению, не воспринимается всерьёз.

Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на «прочность», а если сказать научными словами то, на социальную, личностную и семейную зрелость. Этот период протекает очень даже проблемно, с кризисами и конфликтами, ссорами и недопониманием. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать.

Одной из главных причин появлений разногласий между ребенком и родителем заключается в неумении установить контакт с подростками, проникнуть в их внутренний мир, узнать, чем они интересуются, и чем живут. Родителям стоит уделять больше внимания, например, узнать о кумирах подростка, о музыкальных вкусах.

Взаимоотношения – такая направленность друг на друга, которая обуславливает взаимопонимание людей, приводя к взаимной коррекции поведения и меняя установки личности общающихся на цели и задачи совместной деятельности. [13, c. 20]

Взаимоотношение открывает термин взаимопонимание, — родителей и детей – направленность друг на друга, приводящая их к взаимопониманию.

Общаясь с подростком, родители должны следить за тем, чтобы не давать советов, которых ребенок не просил, чтобы не раздражать его и не задевать. Подросток ещё совсем недавно развил способность к абстрактному мышлению и только начинает формировать собственные мнения. Теперь подросток способен рассмотреть как собственную, так и чужую точку зрения, но ему нужно, чтобы вначале кто-то выслушал его мнения. Если подросток спрашивает вас, что вы думаете по тому или иному поводу, спросите у него, что думает по этому поводу он сам, потому, что перед тем как спросить, он уже сформировал своё мнение. Если родители будут уделять подростку больше времени и разговаривать на различные темы, а не только о том, чего вы от него требуете, он станет меньше сопротивляться вашему контролю и бунтовать. На этом этапе развития личности, ребенку нужно спорить и высказывать свои мнения, показывать свою независимость и твёрдость слова. Беседуйте с ним о том, что он изучает в школе, и выслушивайте его мнения, что ему нравится или не нравится. [8, c. 80-82].

Подростковый кризис нередко называют «кризисом чувства взрослости». Потому, что в этот период подросток не только относится к себе как взрослому, но и ощущает себя взрослым. Как проявляется чувство взрослости подростка? Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. А так же появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, а так же собственная линия поведения. Подросток начинает усиленно отстаивать их, даже если окружающие не одобряют выбор подростка. Но всем известно, что подростковый возраст характеризуется своей нестабильностью, и ребенок может через пару недель поменять своё решение, но всё равно будет отстаивать свою уже противоположную точку зрения ещё более эмоционально. Г.В. Драгунова выделила следующие виды проявлений взрослости у подростков:

1.Подражение внешним признакам взрослости (курение, азартные игры, употребление спиртного, особый лексикон, стремление к взрослой моде.)

2.Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины», а девушек — на качества и поведение «настоящей женщины». В наши дни стоит заметить, что многие девушки обладают качествами, которые многие века считались истинно мужскими.

3.Социальная зрелость проявляется в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в различных сферах деятельности.

4.Интелектуальная взрослость проявляется в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Учение у таких подростков плавно превращается в самообразование [5, c 114-116].

Подростку просто необходимо утвердить значимость своего точки зрения. По этому, даже если вы не согласны с его взглядом на вещи, по меньшей мере, оцените рассуждения вашего ребёнка. Можно сказать: «Идея не плохая», или «Тут я с тобой не согласен, но что-то в этом есть», именно такое общение содержит демократию в отношениях семьи. Даже если вы не согласны с точкой зрения подростка, можно, по меньшей мере, дать высокую оценку его рассуждениям, здесь всё зависит, от того, смотря, что вам предложит ваш сын или дочь. Если вы открыты для ребенка и готовы понять взгляды подростка, то он не будет так настойчив, в получении свободы, которая ему не настолько и важна. Если ребенку не дать возможность проявить своё несогласие в чем-либо, то он будет проявлять это несогласие в действиях своих родителей.[12, c. 88-89]

Прочитав в одной из книг подростковой психологии можно сказать, что у подростков чувство справедливости развито намного лучше, чем у детей, из этого следует, что подростки будут требовать к себе больше уважение и справедливости в отношении чего-либо. Если родители ведут себя как диктаторы, подростки бунтуют, играя уже по своим правилам.

Таким образом, следует заметить, что на развитие личности большое влияние оказывает стиль его взаимоотношений с родителями. В глазах подростка социальное положение родителей является не самым важным. Скорее наоборот, подростку родители нужны:

— как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;

— как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;

— как старший друг и советчик, которому можно доверить все [7, c. 80-84].

2. Понятие смыслового барьера

Перед началом проведения нашего исследования нам нужно прояснить смысл основных понятий и терминов, которые будут использованы в курсовой работе. Главным термином в работе является «смысловой барьер». И так, определений этого понятия довольно много.

Например, психологический словарь под редакцией А.А. Смирнова определяет смысловой барьер как непонимание, возникающее при общении. Смысловой барьер обусловлен тем, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную мотивацию. [16, c.15].

В другом варианте смысловой барьер (от франц. barriere — преграда, препятствие) определяется как взаимонепонимание между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл. Несовпадение смыслов высказывания, просьб, приказов и т. д. создает у партнеров препятствие для развития их взаимодействия. Наибольшее выражение смысловой барьер проявляется во взаимоотношениях взрослых и детей, когда ребенок, даже понимая правильность требований взрослого, не принимает их, если эти требования игнорируют его взгляды, ценности, систему его личностных смыслов [21].

На мой взгляд, второе определение наиболее точно рассказывает суть «смыслового барьера», так как это определение было раскрыто позднее первого, и основывалось на первом. Следующим моментом является исследования вопроса о причинах появления смыслового барьера. Возникновение «смыслового барьера» обусловлено тем, что взрослый, воздействуя на ребенка, не всегда учитывает наличие у ребёнка некоторых потребностей, которые в данный период развития личности необходимы. В результате у подростка возникает конфликт между его непосредственным устремлением и желанием выполнить то, что требует от него взрослый.

Примеры наличия «смыслового барьера» встречаются в школьной практике на каждом шагу. К ним мы относим те случаи, когда учитель делает выговор ученику за плохой поступок, а ученик, хорошо зная все, что требует от него учитель, слушает его, не реагируя на его убеждения, а через некоторое время снова совершает аналогичный поступок; или же когда учитель предлагает школьнику прекратить занятия посторонним делом на уроке, а ученик не прекращает этих занятий просто потому, что не обращает внимания на замечания учителя.

Наличие «смыслового барьера», делая ученика нечувствительным к тому или иному воздействию, часто препятствует учителю в осуществлении всей воспитательной работы. Так, в педагогической практике нередки случаи, когда именно из-за наличия «смыслового барьера» тот или иной ученик сопротивляется попыткам учителя оказать ему помощь, необходимость которой этот ученик прекрасно осознает сам. Работу с такими учениками следует начинать с уничтожения или преодоления «смыслового барьера»[15, c. 100].

«Смысловой барьер» легко может возникнуть в процессе воспитательной работы при неучёте особенностей детского развития. Причины его возникновения различны и довольно многочисленны.

Часто ребенок неспособен сознательно уступить определенному желанию взрослого, и тогда у него возникает особая защитная реакция: он как бы перестает слышать и понимать предъявляемое ему требование, хотя на самом деле он просто не воспринимает смысла адресованных ему слов. Традиционно в социальной психологии и социальной психологии личности различают коммуникативные барьеры и барьеры смысловые. Смысловому барьеру мы уделим большее внимания, но и коммуникативные отчасти дополняют непосредственно сам смысловой барьер.

Коммуникативный барьер напрямую связан с трудностями, которые возникают у личности, чаще всего, при планировании и организации актуального общенческого акта, то смысловой барьер связан с взаимонепониманием между людьми, так как для них одно и то же событие или явление имеет различный смысл.[19, c.157].

При этом, значение слов, просьбы или приказа понятно обеим общающимся сторонам, но несовпадение смыслов приводит к разрушению взаимодействия, обусловливает непродуктивность контакта, закладывает основы возможного межличностного конфликта. Практически невозможно назвать ту сферу взаимодействия людей, которая была бы гарантирована от смысловых барьеров. В то же время наиболее часто смысловые барьеры возникают в ходе взаимодействия детей и взрослых, а также в отношенческих системах «руководитель — подчиненный» и «подчиненный — руководитель». Понятно, что смысловое недопонимание принимает особо острые формы и приводит к особенно болезненным последствиям в обстоятельствах кардинальной смены социальных ориентиров в социуме, деформации ценностной системы общества. Классическим примером психологического барьера является ситуация, в которой потенциальные субъекты взаимодействия в буквальном смысле говорят на разных языках в отсутствии переводчика. На практике подобные барьеры чаще всего имеют место при прохождении той или иной информации через многочисленные передаточные звенья в так называемых коммуникационных сетях организаций. Это может носить характер фильтрации, либо блокирования информации. Под фильтрацией понимается сознательное либо неосознанное искажение входящего сообщения передаточной инстанцией. Классическое исследование фильтрации послания в коммуникативных сетях организации построенной по иерархическому принципу, проведенное в 60-е гг. XX века американским психологом Р. Николсом показало, что «…около 80% информации, содержавшейся в послании, терялось к тому моменту, когда оно доходило от тех, кто занимал высшие посты в организационной иерархии, до отдельных работников среднего звена» Аналогичные искажения происходят и при прохождении информации «снизу вверх». Блокирование означает полное перекрытие коммуникативного канала. Примером может служить «синдром гонца, доставившего дурные вести», когда руководству не докладывается информация негативного характера, дабы избежать «снятия голов». Количество коммуникативных барьеров в организации, как правило, прямо пропорционально и является показателем степени ее бюрократизации [10, c. 120-122].

А. Гезел предполагает, что переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года, особенные важны первые 5 лет(с 11 до 16 лет).

1)10 лет – ребёнок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь.

2)11 лет – ребёнок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками.

3)12 лет – ребёнок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия семьи, растет влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу.

4)13 лет – подросток. Интровертность, самокритичность, очень чувствительный к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.

5)14 лет – подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями.

6)15 лет – подросток. “Приобретаются” индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.

7)16 лет – подросток. Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность [3,c. 628].

Выделено три вида смыслового барьера. Первый возникает при своеобразном, отличном от взрослых понимании ребенком требований, предъявляемых ему воспитателем. Второй может создаваться при неприятии учащимся формы выражения требований педагога. Так, если когда-либо даже справедливые требования были выражены учителем в грубой или оскорбительной для ребенка форме, впоследствии ученик может не принимать и не выполнять его самых обычных и нормальных требований, считая их насмешкой или придиркой. Третий вид смыслового барьера возникает, если личность учителя по тем или иным причинам неприятна школьнику. В этом случае учащийся может не выполнять требований преподавателя, хотя принимает их, если они исходят от других учителей.[1,c.115].
Смысловой барьер у подростка может возникнуть как по отношению к конкретному человеку, независимо от того, какие требования он предъявляет, так и по отношению к конкретному требованию, независимо от того, кто предъявляет это требование. Смысловой барьер по отношению к конкретному человеку формируется обычно в результате некоторых действий взрослого (учителя, родителя), которые сами вызывают конфликт: взрослый не учитывает всех мотивов поведения ребенка или приписывает ему мотивы, которых у ребенка в действительности нет.[11, c. 77].

Смысловой барьер может возникнуть в том случае, когда учитель объективно прав, а ученик не согласен с ним, так как не осознает действительных мотивов своего поведения. В этом случае опасность смыслового барьера просто зашкаливает, и заключается в том, что смысл слов учителя не воспринимается школьником и между воспитателем и учеником исчезает контакт и взаимопонимание. [6, c. 35].

Чтобы не допустить появления смыслового барьера при возникновении конфликтной ситуации, необходимо выяснить, как сам подросток понимает причину своего поступка. Выяснение причины должно производиться спокойным тоном и без обвинения ребенка. Если же ребёнок не осознает действительного мотива своего поведения, с ним нужно провести специальную работу, без упреков и нотаций, для того чтобы он осознал этот мотив. Необходим спокойный, дружеский разговор, в котором учитель должен показать ученику, как объективно выглядит его поступок.

Смысловой барьер по отношению к конкретному требованию возникает тогда, когда безрезультатное повторение одного и того же требования становится для ребенка настолько привычным, что он перестает его воспринимать. Как правило, это случается с теми требованиями, смысл которых различен для воспитателя и воспитанника. Во избежание образования смыслового барьера этого типа не стоит многократно повторять одни и те же требования или укоры, на которые ребенок не реагирует. Чтобы требование было воспринято и возымело действие, необходимо, чтобы оно соответствовало внутренней позиции ученика. [2, c. 263-264.].

Для того, чтобы избежать смыслового барьера не следует постоянно предъявлять одни и те же требования, которые подросток игнорирует. Чтобы эти требования были восприняты подростком, как должное, и возымело действие, просто необходимо, чтобы эти требования соответствовали внутренней позиции непосредственно самого подростка [9, c. 265].

Родителям также свойственны дефицитные качества, такие как «умение найти подход к подростку в разных ситуациях», «справедливость», «готовность помочь», «эмоциональная уравновешенность«, «способность разделить мнение подростка», но, увы, не всегда эти качества присутствуют.[20, c. 19].

3. Анализ смыслового барьера у подростков во взаимоотношениях с родителями

В глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами. [17, c. 117].

В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по – другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию. [14, c. 49].

Подростковый возраст всегда считался самым сложным периодом в воспитании ребенка, и многие родители испытывают страх в ожидании, когда их дитя достигает его, так как подростничество в сознании родителей отождествляется с конфликтностью, бунтарством и непониманием со стороны ребенка. Основная причина данных явлений, по мнению взрослых, заключается в личности подростка: он не слушает родителей, не делится своими переживаниями, грубит, начинает хуже учиться.[18, c 99]

Для анализа смыслового барьера, который проявляется во взаимоотношениях подростка и родителей, нами было исследование. Сначала мы опросили родителей своих друзей, какие требования они предъявляют к подросткам, и далее были выбраны наиболее часто встречающиеся. Затем эти требования родителей были предложены для оценки подросткам 7-9 класса. В исследовании приняли участие 46 подростков. Подростки оценивали свое согласие с требованиями родителей в процентах (от 0% до 100%).

Нами были отобраны 15 следующих требований для оценки:

1)Хорошо учиться.

2)Много читать.

3)Принимать общественное участие в жизни школы, стать активным.

4)Никогда никого не обманывать.

5)Нести ответственность за свои поступки.

6)Помогать родителям.

7)Заниматься спортом.

8)Посещаемость школу(музыкальную, художественную, спортивную) или кружки по интересам.

9)Уметь отстаивать свои интересы.

10)Быть самостоятельным.

11)С уважением относиться к окружающим.

12)Уметь планировать свой учебный день.

13)Не останавливаться на достигнутом.

14)Не предавать друзей.

15)Интересоваться делами своих родителей

Так же были и другие требования, которые либо дополняли этот список, либо противоречили.

Анализируя полученные, мы обратили внимание, что есть весьма разнообразные данные, это ещё раз доказало, что каждый человек формируется как личность по-разному. Не было получено ни одного совершенно одинакового варианта согласия с требованиями от школьников. В таблицах 1-4 представлены полученные данные (См Приложение).

В 7-ом классе подростки согласны с требованиями родителей в среднем до 75% по классу, хочется заметить, что девочки согласны с требованиями немного больше чем мальчишки. Я предполагаю, это связано с тем, что сам переходный возраст от подростка до взрослого человека у парней проявляется наиболее остро. Считается, что девочки взрослеют на 1-2 года раньше, на мой взгляд, именно по этому, девочки более спокойно преодолевают период взросления, и согласны с родителями по многим пунктам. А в целом, здесь влияют манеры, стиль воспитания со стороны родителей, воспитателей, а так же индивидуальные качества ребенка.

В 8-ом классе подростки согласны примерно на 80%, а вот в 9 классе уже совсем иная картина, 9 класс(14-15 лет) самый пик подросткового возраста, и здесь идёт резкое противостояние с требованиями взрослых. Девочки на 72%, а мальчики ещё меньше, на 62%. Кризис подросткового возраста у мальчиков происходит наиболее остро, нежели у девочек, но как показали результаты анкеты, ухудшение в отношениях с родителями присутствует у тех и у тех.

Например, ближе к 9 классу учёба отходит на второй план, особенно у мальчиков, они начинают уделять больше времени на какие-то свои увлечения, особенно усиленно, даже если это не нравится их родителям. Так же с уверенностью можно сказать, что проблемы у подростком с родителями всё-таки есть, в пункте номер 15 “интересоваться делами своих родителей” подростки 7 класса отвечают на примерно 62%, а вот в 9 классе, в самый разгар возрастного периода, 14-15 лет, уже составляет 39%, стоит задуматься. Но всё же, моё мнение, эти данные ещё слишком хорошие, потому что я опрашивал сельскую школу, где немногие другие дети, помня себя и своё окружение в этом возрасте, я бы сказал, что в городской школе результаты были бы гораздо хуже. Да и сами подростки являются непостоянной личностью, сегодня он может заниматься спортом, завтра играть на гитаре, через неделю курить, а через месяц всё бросит.

Проводя анкетирование среди родителей, у некоторых был пункт не принимать алкогольных напитков, я решил не принимать его во внимание, так как в 7-ом классе ряд ли об этом идёт речь. Подростковый возраст – очень интересный и многогранный период. Основываясь не только на теории заслуженных психологов, педагогов, преподавателей, учёных, но и на практической составляющей.

Заключение

Подростковый возраст является одним из самых важных этапов формирования личности. Этот период характеризуется переходом к взрослости, это очень сложный период в семье особенно для родителей, так как неадекватные выходки своих детей они будут лицезреть всё чаще и чаще. В ходе работы мы ознакомимся с различными терминами, разновидностями барьером, пути их преодоления, а так же некоторые рекомендации как себя вести с подростками, манеры воспитания.

Причинами трудностей в развитии могут быть не только отношения внутри семьи, но и особенности личности подростка, нарушения развития его личности. В школе мы провели исследование, суть его такова:

Анализируя полученные, мы обратили внимание, что есть весьма разнообразные данные, это ещё раз доказало, что каждый человек формируется как личность по-разному. Не было получено ни одного совершенно одинакового варианта согласия с требованиями от школьников

В 7-ом классе подростки согласны с требованиями родителей в среднем до 75% по классу, хочется заметить, что девочки согласны с требованиями немного больше чем мальчишки.

В 8-ом классе подростки согласны примерно на 80%, а вот в 9 классе уже совсем иная картина, 9 класс(14-15 лет) самый пик подросткового возраста, и здесь идёт резкое противостояние с требованиями взрослых. Девочки на 72%, а мальчики ещё меньше, на 62%. Кризис подросткового возраста у мальчиков происходит наиболее остро, нежели у девочек, но как показали результаты анкеты ухудшение в отношениях с родителями присутствует у тех и у тех.

Например, ближе к 9 классу учёба отходит на второй план, особенно у мальчиков, они начинают уделять больше времени на какие-то свои увлечения, особенно усиленно, даже если это не нравится их родителям. Но подростки не постоянны, сегодня он может заниматься спортом, завтра играть на гитаре, через неделю курить, а через месяц всё бросит.

Просмотрев результаты анкетирования, мне стало интересно, кто и как учится, то есть их успеваемость в школе, как и ожидал, у мальчишек чем хуже оценки, тем меньший результат анкетирования по согласию с требованиями родителей, а вот на счёт девочек, немного поражён, чем выше средний балл ученицы, тем меньший процент соглашения с требованиями, здесь очень даже сложно вывести какой-либо один вывод. Подростковый возраст – очень интересный и многогранный период. Основываясь не только на теории заслуженных психологов, педагогов, преподавателей, учёных но и на практической составляющей.

Список использованной литературы

  • Абрамова, Г.С. Возрастная психология/ Г.С. Абрамова – М.: Академия, 1999. — 672 с.

  • Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева. – М.: Наука, 1994. — 304с.

  • Андреева, И.Н. Социальная психология личности/ И.Н. Андреева. – М.: Новополоцк, 2009. — 208 c.

  • Гребенников И.В. Основы семейной жизни/ И.В. Гребенников — Москва: М.: Просвещение, 1991. — 158 с.

  • Губин Н. Глоссарий психологических терминов/ -М.: Наука, 1999.

  • Дроботова, Е.В. Возрастная психология Учебно-методический комплекс Часть 2/ Е.В. Дроботова, С.В. Остапчук. – Новополоцк: ПГУ,2012. – 156с.

  • Емельянова, Ю.С. Воспитание подростков/ Ю.С. Емельянова. – М.: Москва, 2005. — 245 с.

  • Зверева, О.Л. Семенная педагогика и домашнее воспитание/ О.Л. Зверева. – М.: Академия, 1999.

  • Столяренко, Л.Д. Основы психологии издание 16/ Л.Д. Столяренко – М.: Ростов, 2006. – 670 с.

  • М.Ю. Кондратьева, Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика/ М.Ю. Кондратьева, Ильин В.А. – М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.

  • Кравченко, А.И. Родителям о подростках (и подросткам о родителях). Книга для семейного чтения./ Кравченко А.И. – М., Минск, 2002.

  • Орлова, Т.Г. Как помочь подростку войти во взрослую жизнь./ Орлова Т.Г. – М., Просвещение,2005.

  • Петровский, А.В. Всегда ли правы родители? Психология воспитания./ Петровский А.В. – М., Санкт-Петербург, 2003.

  • Рогов, Е.И. Как стать взрослым. / Рогов Е.И. – М., Академия,2003.

  • Славина Л.С. Трудные дети/ Л.С. Славина – М.: Воронеж, 1998. — 408 с.

  • Смирнов, А.А. Психологический словарь 2000/ Смирнов А.А – М.: Наука, 2000.

  • Снайдер, Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни./ Снайдер Д. – М., Просвещение,2002.

  • Соколова, В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Книга для учителей и родителей./Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. – М.: Просвещение,1991.

  • Хухлаева, О.В. Психология подростка./ Хухлава О.М. – М.: Полымя,2004.

  • Чечет, В.В. Умеем ли мы общаться с детьми? – 2-е изд., доп. и перераб./ В.В. Чечет. – М.: Нар. Асвета,1987.

  • «Энциклопедия практической психологии» интернет-источник [psychologos.ru] – Режим доступа:http://www.psychologos.ru/articles/view/smyslovoy_barer. – Дата доступа:19.10.2013
    .

Таблица 1

 

Результаты анкетирования в процентах 7 класса

пп

Учащиеся

 

Вопросы анкеты

1 2 3 4 5 6 7 Ср. % мальчики 8 9 10 11 Ср.% девочки Ср. % по классу
1 Хорошо учить 80 90 50 80 85 70 90 77,9 70 90 93 96 87,3 81,3
2 Много читать 60 60 60 50 60 60 60 58,6 80 80 55 45 65 60,9
3 Принимать общественное участие в жизни школы, стоит быть активным. 50 50 70 50 60 40 70 55,7 60 70 85 90 76,3 63,2
4 Никогда никого не обманывать 80 95 93 70 70 60 90 79,7 100 90 80 80 87,5 82,5
5 Нести ответственность за свои поступки 90 90 100 60 60 60 95 79,3 95 80 99 70 86 81,7
6 Помогать родителям 70 85 73 80 90 70 80 78,3 90 99 100 80 92,3 83,4
7 Заниматься спортом 100 100 100 100 80 90 90 94,3 85 95 100 80 90 92,7
8 Посещать музыкальную школу, художественную,

спортивную. (кружки по интересам)

50 55 30 30 70 80 50 52,1 55 80 50 53 59,5 54,8
9 Уметь отстаивать свои интересы. 75 85 90 40 60 50 65 66,4 65 60 95 85 76,3 70
Быть самостоятельным. 80 90 88 100 85 70 75 84 95 90 70 100 88,8 85,7
С уважением относиться к окружающим. 95 85 70 60 70 60 85 75 100 60 100 90 87,5 79,5
Уметь планировать свой учебный день. 55 60 60 80 55 50 40 57,1 65 70 80 80 73,8 63,2
Не останавливаться на достигнутом. 75 90 90 70 60 40 55 68,6 70 70 50 50 60 65,5
Не предавать друзей. 100 100 100 100 75 70 100 92,1 95 90 100 100 96,3 93,6
Интересоваться делами своих родителей. 85 70 45 60 60 50 70 62,9 80 80 55 30 61,3 62,3
Итого: согласны с родителями 76,3 80,3 74,6 68,7 69,3 61,3 74,3 72,1 80,3 80,3 80,8 75,3 79,2 75

 

 

Таблица 2

Результаты анкетирования в процентах 8 класс

пп

 

Вопросы

12 13 14 15 16 Ср.%

д

17 18 19 20 21 22 23 24 25 Ср.%

м

Ср.%

к

1 Хорошо учить. 100 100 100 85 95 96 100 100 50 80 80 19 100 40 24 65,9 76,6
2 Много читать. 100 100 90 60 70 84 80 20 40 90 75 12 99 50 30 55,1 65,4
3 Принимать общественное участие 100 100 60 50 68 75,6 50 80 100 50 50 90 90 100 60 74,4 74,9
4 Никогда не обманывать. 90 80 100 98 99 93,4 100 90 90 100 90 100 80 40 99 87,7 89,7
5 Нести ответственность за поступки 100 80 90 90 70 86 100 90 100 100 100 70 75 41 88 84,9 85,3
6 Помогать родителям 100 100 100 90 90 96 100 100 100 100 100 100 100 70 99 96,6 96,4
7 Заниматься спортом 90 70 80 25 80 69 80 100 90 70 100 100 100 100 10 83,3 78,2
8 Посещать различные школы 80 100 95 15 60 70 80 83 10 100 80 75 95 100 100 80,3 76,6
9 Уметь отстаивать свои интересы. 100 80 80 70 50 76 60 90 50 90 70 90 90 30 63 70,3 72,4
10 Быть самостоятельным. 100 90 100 80 75 89 80 100 90 100 50 40 90 60 90 77,8 81.8
11 С уважением относиться к окружающим. 100 100 100 100 70 94 100 100 90 80 90 90 80 30 100 84,4 87,9
12 Уметь планировать учебный день. 100 90 93 45 62 78 40 80 50 90 50 30 95 7 40 53,6 62,3
13 Не останавливаться на достигнутом. 100 95 100 50 70 83 90 95 50 100 70 100 100 70 40 79,4 80,7
14 Не предавать друзей. 100 100 100 100 82 96,4 80 100 100 100 90 100 100 100 100 96,7 96,6
15 Интересоваться делами родителей. 100 5 100 55 70 66 70 50 10 100 20 13 100 30 60 50,3 55,9
97,3 86 92,5 67,5 74,1 83,5 80,7 85,2 68 90 74,3 68,6 92,9 57,9 66,9 76,0 78,7

 

Таблица 3

 

Результаты анкетирования в процентах 9 класса (девочки)

 

пп

Учащиеся

 

Вопросы анкеты

26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Ср.% девочки
Хорошо учить. 100 50 100 20 32 59 90 80 90 100 72,1
Много читать. 80 30 60 59 20 65 45 50 90 70 56,9
Принимать общественное участие в жизни школы, стоит быть активным. 80 30 70 40 90 95 97 85 100 92 77,9
Никогда никого не обманывать. 90 50 100 100 70 100 100 40 99 98 84.7
Нести ответственность за свои поступки 90 80 65 70 95 90 80 82 70 90 81,2
Помогать родителям 90 45 90 100 45 100 50 70 60 66 71,6
Заниматься спортом 50 30 80 80 90 95 35 10 70 95 63,5
Посещать музыкальную школу, художественную,

спортивную. (кружки по интересам)

30 27 80 45 10 90 20 90 67 62 52,1
Уметь отстаивать свои интересы. 95 80 70 55 37 60 54 75 90 90 70,6
Быть самостоятельным. 90 90 70 75 60 65 77 87 80 70 76,4
С уважением относиться к окружающим 90 90 70 80 60 73 70 80 90 80 78,3
Уметь планировать свой учебный день. 85 56 80 35 70 80 45 89 50 90 68
Не останавливаться на достигнутом. 90 88 75 90 35 95 15 100 80 90 75,8
Не предавать друзей. 100 70 90 80 95 90 90 95 100 100 91
Интересоваться делами своих родителей. 70 60 33 25 40 43 90 98 87 90 63,6
Итого: согласны с родителями 82 58,4 75,5 63,6 56,6 80 63,9 75,4 81,5 85,5 72,2