3.2. Основные особенности подростковой наркомании.

Проблемы наркомании среди молодежи являются актуальными для нашей страны. Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков в среднем в 2 раза выше, чем среди населения в целом, а заболеваемость токсикоманией — в 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими ПАВ — в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.

Как следует из научных публикаций, в нашей стране 8% молодежи периодически употребляют наркотики.

Д.Д. Исаев описывает несколько моделей пристрастия подростков к наркотикам.

Успокаивающая модель. Это один из наиболее распространенных вариантов применения ПАВ и наркотиков с целью достижения душевного спокойствия. Их употребление направлено на снятие напряжения, на то, чтобы расслабиться, успокоиться, забыться, уйти от опасной действительности, от жизненных проблем. Отдельные подростки употребляют ПАВ для изменения эмоционального состояния: тревоги, депрессии, апатии.

Коммуникативная модель. Эта модель пристрастия к наркотикам может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности. Прием ПАВ облегчает общение со сверстниками своего и противоположного пола. Преодолевается чувство замкнутости, стеснительности, появляется уверенность в своих возможностях.

Активирующая модель. Некоторые подростки применяют ПАВ для подъема жизненных сил, бодрости, усиления активности. Будучи неуверенными в своих силах и возможностях, имея пониженную самооценку, подростки пытаются достичь прямо противоположного – уверенности, бесстрашия, раскованности.

Гедонистическая модель. Употребление ПАВ используется также и для получения удовольствий, приятных ощущений, психического и физического комфорта. Потребители стремятся создать фантастический мир галлюцинаторных образов, пережить блаженное состояние эйфории.

Конформная модель. Стремление подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятым группой может привести к потреблению ПАВ с этой целью. Развитие этой модели связано со стремлением подражать лидерам, некритически перенимать все, что касается коллектива, к которому принадлежит подросток.

Манипулятивная модель. Возможно использование ПАВ для манипулирования другими, для изменения ситуации в собственную пользу, для достижения тех или иных преимуществ. Демонстративные подростки, например, желая привлечь к себе внимание своей необычностью, способностью добиться лидирующего положения, охотно пользуются наркотиками и алкоголем.

Компенсаторная модель. Эта модель поведения определяется необходимостью компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонии характера.

С точки зрения проблемы профилактики представляется важной характеристика факторов, способствующих развитию зависимости от ПАВ. Выделяют следующие группы факторов: социальные, психологические и медико-биологические. (Березин С.В.)

  1. Социальные факторы.

Одним из важнейших факторов выступает распространение информации о ПАВ и химической зависимости, которую получают дети и подростки. Проведенные опросы выявили следующие источники информации: художественные и документальные фильмы, телепередачи, газетные и журнальные статьи, беседы со взрослыми, рассказы старших ребят и сверстников.

Разные источники оказывают на подростков неоднозначное влияние. Так, школьники 10-12 лет, например, под влиянием увиденных фильмов начинают играть в «наркоманов», а у подростков 13-17 лет складываются ложные представления о престижности наркомании. По данным опросов, интерес к проблеме может активизироваться после чтения сенсационных статей в печати. Часто профилактическая работа взрослых, не являющихся специалистами, строится на утрированных оценках, чрезмерном морализировании и запугивании и далеко не всегда эффективна. Параллельно идет другая «работа»: школьники обсуждают проблемы в своем кругу, где есть «знатоки». Расхождение сведений, распространяемых взрослыми и подростками, усиливает интерес ребят к проблеме. Несмотря на обилие источников информации и разнообразие содержащихся в них сведений, школьники не могут отличить достоверные факты от вымышленных.

Массовая культура, как правило, способствует наркотизации (движение хиппи способствовало массовому употреблению марихуаны среди молодежи).

Особое место среди социальных факторов возникновения зависимости от ПАВ занимает нарушенная социальная микросреда. Среди ближайшего окружения необходимо подчеркнуть, прежде всего, роль семьи.

Неполная семья неоднократно упоминалась многими авторами и за рубежом, и в нашей стране как обстоятельство, способствующее злоупотребления ПАВ. Однако немалая часть подростков, обнаруживших склонность к злоупотреблению ПАВ, выросли в полных, внешне вполне благополучных семьях. В тоже время около 20-25% вполне социально адаптированных подростков, не склонных к злоупотреблению ПАВ, воспитываются в неполных семьях. Видимо, дело не просто в неполной семье, а в том, что в ней труднее осуществить правильное воспитание.

Большое значение имеют семьи «деформированные» (т.е. с отчимом или мачехой) или распадающиеся, когда родители находятся на грани развода. Постоянные конфликты в семье неминуемо приводит к противоречивому воспитанию, когда каждый из старших в семье «гнет свою линию» в отношении воспитания подростка.

Наиболее важным фактором считаются асоциальные семьи с пьянством, криминалом родителей и жестоким отношением внутри семьи друг к другу. С этими семьями связаны безнадзорность и жестокое отношение к детям. Подростки становятся «уличными», группируются с такими же в своем микрорайоне. Дурманящие вещества служат главным способом развлечений в подобных группах.

Меньшее значение имеет гиперпротекция в воспитании, когда подростка с детства чрезмерно опекали и контролировали, следили за каждым шагом и все за него решали, подавляли малейшую самостоятельность (доминирующая гиперпротекция) или безмерно баловали, спешили удовлетворить малейшее желание, избавляли от малейших трудностей (потворствующая гиперпротекция).

Толчком к началу употребления ПАВ может быть также эмоциональное отвержение со стороны родителей, особенно матери. Подросток чувствует, что родителям не до него, что у них своя интересная для них жизнь, что они тяготятся обузой родительского долга. Подростку в семье не хватает эмоционального тепла, искренней любви, понимания, сопереживания. Эмоциональное отвержение нарушает социализацию в семье, что приводит к искажению образа своего «Я», заниженной самооценке, нарушению мотивационной сферы их злоупотреблению ПАВ как к одной из форм психологической защиты.

Приобщение подростков к наркотикам, другим психоактивным веществам происходит в компаниях сверстников и тесно связано с реакцией группирования с ними.

В.С. Битенский выделил следующие типы групп современных подростков в нашей стране и определил их отношение к аддиктивному поведению.

— Территориальные группы объединяют сверстников по месту учебы или по месту жительства – «дворовые компании». Территориальные группы могут быть как свободными, так и жестко регламентированными. Жестко регламентированную группу объединяет принадлежность к «своим». Кроме драк и побоищ, группе остаются азартные игры, пустое времяпрепровождение («информационно коммуникативное хобби»), делинквентные поступки и, если появится «соблазнитель», то и употребление различных ПАВ. Такие подростковые группы являются главным источником злоупотребления различными дурманящими средствами.

— Делинквентные и криминальные группы отличаются по тому, подвергаются ли совершаемые группой поступки уголовному наказанию. Делинквентным поведением принято называть не наказуемые в соответствии Уголовного кодекса проступки и правонарушения: мелкое хулиганство и воровство, драки без нанесения тяжких повреждений, уклонение от учебы и труда. Криминальное поведение включает уголовно наказуемые действия. Делинквентные группы, как правило, жестко регламентированы. Власть вожака может быть очень велика. Злоупотребление алкоголем и другими токсическими веществами, как правило, ограничивается отдельными эпизодами. Зависимость развивается не у всех членов подобных групп.

— Наркоманические группы. Они обычно состоят из наркоманов со сформировавшейся зависимостью и склонных к злоупотреблению «новичков». Их соблазняют и удерживают в группе: сначала дают наркотики бесплатно, затем предъявляют «счет», когда у них развивается зависимость.

Битенский различает первичные и вторичные наркоманические группы. В первичных группах наркотик является фактором, собравшим группу. Вторичные группы сперва объединяются по какой-либо причине (территориальные или делинквентные группы, «фанаты»), а затем в группе остаются лишь те, кто пристрастился к наркотикам.

Наркоманические группы обычно малочисленны. Их объединяет добыча и изготовление, переработка сырья и торговля наркотиками, совместное употребление. Группы являются жестко регламентированными. Лидер – молодой человек, обладающий криминальным и наркоманическим опытом. Он обучает «новичков» наиболее приятно переживать наркотическое опьянение, следит за тем, чтобы не было передозировок. Роли всех членов наркоманической группы четко определены. Максимально используются способности и личностные особенности каждого. Отказ члена группы от выполнения своей роли грозит суровой расправой.

  1. Психологические факторы.

Психологические факторы риска возникновения зависимости – это совокупность мотивов, побуждающих к употреблению наркотиков.

Для первого употребления наркотика несовершеннолетними характерны следующие мотивы: 31% — желание быть, как все (комплекс подросткового конформизма), 19% — стремление испытать новые впечатления (любопытство), 12% — поиск фантастического, 10% — стремление забыться, отключиться от неприятностей. (Макеева А.Г., 2003)

Кроме того, к мотивам употребления наркотиков подростками необходимо отнести также такие, как желание расслабиться, повеселиться, стремление выглядеть “крутым”. Иногда наркотики принимают “для смелости”, либо чтобы избавиться от статуса “гадкого утенка” в среде сверстников. Встречаются случаи насильственного приема наркотиков, когда подростков специально “сажают на иглу”, чтобы потом заставить совершать преступления.

Как мы уже сказали, важным психологическим фактором, способствующим наркотизации, является одно из ценнейших качеств личности – любопытство. Любопытство – это психическое состояние, которое возникает в результате необходимости ориентировки в окружающей обстановке. У детей любопытство проявляется сильнее, чем у взрослых. Ряд отечественных исследователей считают, что во многих случаях отклоняющееся поведение подростков, приводящее к злоупотреблению ПАВ, обусловлено действием механизма поиска впечатлений на фоне неразвитости у них сферы потребностей, искажением процесса социализации, а также особенностями эмоциональной сферы: низкой стрессоустойчивостью, повышенной тревожностью, импульсивностью.

Короленко Г.П. выделяет наиболее характерные черты личности подростков, которые могут способствовать развитию аддиктивного поведения в целом и зависимости от ПАВ в частности. К ним он отнес: сниженную способность переносить трудности, скрытый комплекс неполноценности, стереотипичность поведения, привычку уклоняться от жизненных трудностей.

Помимо указанных Короленко Г.П., необходимо указать такие внутриличностные факторы, как склонность к риску, тенденцию к бунтарству и антисоциальным поступкам. Способствует наркотизации и нравственная незрелость личности, проявляющаяся в отрицательном отношении к обучению, неустойчивости интересов, отсутствии увлечений, неопределенности в вопросах профессиональной ориентации, отсутствии установки на трудовую деятельность, уходе от ответственности, утрате «перспективы жизни», терпимости к пьянству, наркотикам.

Особенно важным представляется подчеркнуть роль акцентуаций характера. Своеобразие характера в подростковом возрасте обычно проявляется в его «заострении» (акцентуации), что обусловлено социальными факторами (усложнением взаимоотношений с окружающими) и биологическими (нейроэндокринными сдвигами, перестройкой, лежащей в основе полового созревания).

Представим краткую характеристику тех акцентуаций, при которых возможно приобщение к наркотикам.

Конформный тип акцентуаций характера. Его основной чертой является соглашательство с тем, что диктует непосредственное привычное окружение. Такие подростки очень привязаны к группе сверстников и принимают все ее ценности и даже внешнюю форму поведения без должной критики. Представители этого типа как бы утрачивают свое «я» и плывут по течению. Из этого типа личностей могут формироваться люди, послушные воле группы наркоманов. С другой стороны, если такие подростки находятся в благоприятной среде, здоровом коллективе, они следуют нормам большинства и избегают приобщения к алкоголю, наркотикам, курению. Важно вовремя предупредить включение таких подростков в группы с отрицательной социальной направленностью.

Дети гипертимного типа – подвижные, неугомонные, крикливые, любящие командовать. Они быстро сходятся с незнакомыми людьми. Легко возбудимы и в определенных ситуациях агрессивны. Именно из их среды могут выдвигаться лидеры групп наркоманов.

Эмоционально-лабильный тип акцентуации характера выражен в неустойчивости настроения, которое изменяется даже по ничтожному поводу. Смена настроения, особенно угнетенность, влияет соответственно и на отношения подростков с окружающими. Такие подростки весьма чувствительны к порицанию и похвале. Этот тип людей может составлять группу риска в отношении наркомании и алкоголизма.

Подростки шизоидного типа замкнуты, им трудно устанавливать контакты. Они даже со своими сверстниками эмоционально холодны. Внутренний мир таких подростков зачастую полон фантазий и необычных желаний, но мало доступен для окружающих. Их увлечения необычны, сильны и постоянны. Наркотики и алкоголь становятся для них своеобразным «коммуникативным допингом».

Истероидный тип. Подростки эгоцентричны, стремятся обратить на себя внимание окружающих, вызвать удивление и почитание. Для этого они часто фантазируют, лгут. Привлечь к себе внимание любой ценой – вот самое заветное желание подростков такого типа. Претендуют на положение лидера; в то же время настойчивости, эмоционально-волевых качеств, способностей для завоевания престижного положения среди сверстников не хватает, быстро теряют авторитет. Приобщение к алкоголю и наркотикам протекает под знаком причастности к необычному, запрещенному.

Подростки тревожно-мнительного типа акцентуации характера обычно хорошо учатся, дисциплинированны и не вызывают беспокойства учителей. Однако они зачастую тяжелы для самих себя: бесконечные сомнения в правильности своих поступков изматывают их. Окружающий мир воспринимают бледно, упрощенно, во всем ищут причинно-следственные отношения. Вместе с тем они весьма чувствительны и ранимы. У них нередко могут возникать навязчивые мысли, страхи, опасения за благополучие близких. Этот тип людей нередко злоупотребляет различными успокаивающими лекарственными средствами, что затем переходит в их зависимость от транквилизаторов и других психоактивных средств.

На основе анализа всех психологических факторов риска Хасан Б.И. и Федоренко Е.Ю. выделили наиболее важные из них:

1)дефицит самостоятельных форм поведения. Становление самостоятельности предполагает возможность критического отношения к влияниям среды, способность качественного анализа ситуации, прогнозирование возможных последствий и нахождение различных вариантов выхода из конфликтных ситуаций;

2)наличие в генезисе ребенка опыта предзависимостей;

3)дефицит эмоционального диапазона, отсутствие эмоциональных нюансов.

К различным видам зависимости склонны дети с узким диапазоном средств общения, высоким конформизмом, некомпетентностью эмоциональных проявлений. Такие дети не гибки в общении и поэтому испытывают затруднения в разрешении конфликтных ситуаций.

В связи с задачами нашего исследования представляется важным подчеркнуть значение коммуникативной компетентности личности в формировании устойчивости к употреблению ПАВ.

Мы уже отмечали, что общение буквально пронизывает всю жизнь подростка, причем, наиболее значимой для него оказывается сфера общения со сверстниками.

Отсутствие или низкий уровень коммуникативных умений и навыков приводит к выпадению подростков из компании сверстников или к тому, что он занимает неблагоприятное место в системе межличностных отношений. Это серьезно затрудняет их социальное и личностное развитие. В силу этого сформированные  коммуникативные умения и навыки выступают в качестве альтернативы применению наркотиков для разрешения проблем, возникающих в сфере общения.

  1. Медико-биологические факторы.

Роль наследственной предрасположенности к химической зависимости в настоящее время не вызывает сомнений. Вероятность возникновения алкоголизма у детей алкоголиков по разным данным от 7 до 15 раз выше. Однако с равными основаниями ответственность за возникновение алкоголизма можно возложить и на средовой фактор – воспитание в атмосфере пьянства.

Существуют наблюдения о наличии у больных наркоманиями наследственной отягощенности алкоголизмом и наркоманиями родителей существенно повышен риск развития этих заболеваний. Среди детей, больных наркоманиями, также существенно выше процент тех, кто имеет те или иные характерологические и поведенческие расстройства: повышенную возбудимость, агрессивность, склонность к депрессивным реакциям, что, в свою очередь, создает благоприятную почву для развития химической зависимости у такого ребенка в будущем. Известно также, что употребление наркотиков женщиной во время беременности может стать причиной рождения ребенка со сформированной наркотической зависимостью.

Существуют и другие медицинские факторы риска при возникновении химической зависимости – наличие нервных и психических заболеваний, при которых имеются органическая неполноценность мозга или расстройства личности. Эти факторы влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные нагрузки в интеллектуальной или эмоциональной сфере в результате такие люди будут искать средство, помогающее им справиться с такими нагрузками. И такими средствами зачастую становятся ПАВ.

Большой практический интерес представляет характеристика этапов формирования зависимости от наркотиков у подростков (А.Г. Макеева, 2003).

Первый этап. Ключевым событием этого этапа является первая проба наркотика. Как правило, основные мотивы приобщения к одурманиванию носят социальный характер. Чаще всего подросток использует наркотик не ради получения эйфорического эффекта, а для реализации какой-то иной своей потребности. Обычно это связано с необходимостью взаимодействия со сверстниками. Школьник подчиняется давлению среды, пробует наркотик для того, чтобы стать «своим» в компании, «не выделяться», «не быть белой вороной», снять напряжение при общении с малознакомыми людьми.

Ситуация, в которой возникает возможность попробовать наркотик, для молодого человека является новой, он не способен сразу сориентироваться в ней. Поэтому, даже зная об опасности наркотиков, он попадает под влияние окружающих, подчиняется внешнему давлению. В непривычной обстановке оказывать сопротивление, отстаивать свою позицию оказывается гораздо сложнее. Получается, что первое знакомство с наркотиками многих молодых людей могло бы быть предотвращено благодаря своевременной подготовке — обучению навыкам поведения в опасной ситуации.

Чаще всего при первом использовании одурманивающего вещества эйфорический эффект не возникает. Первая проба, как правило, не приводит к физиологическим изменениям обменных процессов в мозге. Поэтому она не затрагивает эмоциональную, волевую, нравственную сферы несовершеннолетнего, сохраняются его основные жизненные ориентиры и ценности. В этот период, общаясь с молодым человеком, можно апеллировать к традиционно значимым факторам — страху наказания, боязни осуждения, негативному влиянию одурманивания на будущие планы и т. д.

На этом этапе может сформироваться представление о безопасности наркотизации. Действительно, используя первый раз одурманивающее вещество, подросток втайне ожидает испытать что-то необыкновенное (ведь недаром об этом так много говорят, не зря запрещают). Однако действительность, как правило, разочаровывает. Это может снять всякий интерес к одурманиванию в дальнейшем, а может и стать причиной дальнейших проб наркотических веществ.

Главная задача взрослого на этом этапе — своевременно выявить факт знакомства с наркотическим веществом и предотвратить развитие дальнейшего наркогенного заражения.

Второй этап. Для этого этапа характерно первое прочувствование эйфорического эффекта. Социальные мотивы наркотизации постепенно оттесняются стремлением вновь и вновь переживать кайф. Именно на этом этапе эйфорические ощущения наиболее яркие и значительные. Опыт эйфорических ощущений затрагивает и волевую, нравственную сферу несовершеннолетнего. Он может знать об опасности наркотизации, но сопротивляться соблазну вновь испытать эйфорию ему становится все сложнее. У молодого человека в полной мере формируется представление о «положительной» стороне наркотизации.

На этом этапе может происходить постепенное изменение круга общения подростка. Новый опыт дает ему основание считать себя более взрослым. Появляются новые знакомые — те, с кем молодой человек использует наркотическое вещество, те, кто помогает достать препарат.

На втором этапе происходит закрепление приемов использования наркотика, приобретенных при первых пробах, а также освоение новых вариантов наркотизации. Несовершеннолетний начинает экспериментировать с различными веществами, оценивая вызываемые ощущения, выбирая наиболее привлекательные для себя.

На этом этапе молодой человек нуждается в систематической психолого-педагогической коррекционной работе, а также в специальном антинаркогенном контроле, препятствующем дальнейшему использованию наркотика.

Третий этап. Ключевое событие этого этапа заключается в появлении у подростка симптомов психической зависимости. В момент отсутствия одурманивающего вещества он начинает испытывать чувство беспокойства, тревоги, раздражительности и т. п.          Снижается сила и «приятность» эйфорических ощущений. Это, в свою очередь, влияет на мотивы наркотизации. Подросток стремится использовать наркотическое вещество уже не столько ради эйфории, сколько ради того, чтобы снять неприятные ощущения, избавиться от негативных переживаний. Чаще всего только на этом этапе взрослые начинают догадываться о том, что «с ребенком что-то неладное».

Изменения эмоциональной, волевой, нравственной сфер оказываются значительными. Несовершеннолетний может еще признавать вред наркотизации, однако выдвигает целый ряд доводов «за» одурманивание. Меняется характер взаимоотношений с родителями, одноклассниками, прежние увлечения и интересы теряют свою значимость. Круг общения сужается до группы, в которой и происходит использование наркотиков.

На этом этапе молодой человек уже нуждается в специальной работе с психологом и медиком.

Четвертый этап. У несовершеннолетнего формируется физическая зависимость от препарата. Возникают симптомы абстиненции. Чтобы снять ломку, наркоман идет на все — теперь для него нет никаких волевых и нравственных преград.

Педагог и психолог не в состоянии помочь несовершеннолетнему со сформированной физической зависимостью. Подростки прекращают посещать школу. Одурманивание полностью вытесняет из их жизни все прежние интересы. Несовершеннолетние наркоманы должны пройти курс медицинской реабилитации.

Согласно современной концепции (Кобринский Б.А., 1992) между здоровьем и наркоманией лежит широкий спектр переходных состояний:

1.Норма – отсутствие употребления наркотиков.

2.Единичное или редкое употребление наркотиков.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         3.Многократное их употребление, но без признаков психической или физиологической зависимости (наркотизм).

4.Наркомания 1-й стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика осуществляется ради получения приятных ощущений, но еще нет физической зависимости и прекращение приема наркотика не вызывает мучительных ощущений абстиненции.

5.Наркомания 2-й стадии, когда сложилась физическая зависимость от наркотика и поиск его направлен уже не столько на то, чтобы вызвать эйфорию, сколько на то, чтобы избежать мучений абстиненции.

  1. Наркомания 3-й стадии — полная физическая и психическая деградация.

Развернутую характеристику содержательного наполнения момента пробы наркотика подростком представил Хасан Б.И. и его сотрудники (Хасан Б.И. и др., 2003).

В рамках «нормы», когда отсутствует проба наркотика, можно выделить два типа реализуемого поведения: первый связан с отсутствием предрасположенности к зависимым формам поведения, второй — с наличием такой предрасположенности, что резко повышает «степень риска» для подростка. Факторами риска может выступать все то, что мешает подростку чувствовать себя комфортно, что угнетает его, провоцирует на реализацию заведомо неадаптивных форм поведения. Поскольку для решения задачи идентификации и самоопределения подростком необходимо попробовать себя в разных качествах, то наиболее показательная для подросткового возраста ситуация — это ситуация пробы, не именно наркотической, а пробы вообще. Психологическим содержанием такой ситуации является риск, поскольку каждая проба несет в себе частицу неизведанности и опасности. Следовательно, реализация независимой формы поведения будет связана с адекватной оценкой ситуации риска и выбором правильной стратегии поведения.

Наличие предзависимостей феноменологически выражается в этом возрасте как неадекватное поведение в ситуации риска (неизвестной ситуации с неопределенным исходом, сложной жизненной ситуации) и реализуется посредством двух стратегий поведения: избегающей и преодолевающей. Стратегию «избегания» (высоких требований среды) реализуют подростки, у которых недостаточно внутреннего ресурса для разрешения сложных жизненных ситуаций. Преодолевающая стратегия, напротив, связана с «недостаточностью» окружающей среды, ее бедностью для такого подростка, когда он не чувствует ее сопротивления, не находит таких ситуаций, в которых мог бы попробовать и почувствовать свои силы, себя самого. И как следствие, подросток вынужден искать более «рискованные» места, чтобы получить то количество эмоциональных переживаний, которое необходимо ему для самоощущения.

Реализация каждой из этих стратегий может быть внутренней предпосылкой к употреблению наркотиков и фактором риска зависимого поведения: в первом случае – с целью компенсации недостающего ресурса, во втором — с целью проживания ситуации риска. И в этом смысле избегающий тип поведения выступает фактором с более высокой степенью риска, нежели преодолевающий тип поведения, поскольку в первом случае наркотик приобретает характеристики средства поддержания нормального самочувствия (срабатывают его иллюзорно-компенсаторные эффекты), а во втором – сама ситуация служит таким средством и, следовательно, может быть заменена на другую.

Избегающий тип поведения. В момент пробы осуществляется поиск определенного эффекта от употребления наркотика для компенсации внутренних дефицитов с целью решения разного рода задач, необходимых для нормального существования, но не поддающихся решению в нормальном состоянии (к примеру, идентификация с референтной группой, повышение самооценки, снятие напряжения и т.д.). В таком случае в момент осуществлен пробы срабатывает механизм формирования зависимости: посредством своей иллюзорно-компенсаторной функции наркотик сразу же встраивается в ряд средств, с помощью которых подросток поддерживает свое психическое равновесие, избегает травмирующего эффекта напряженных ситуаций. Наркотик, таким образом, словно заполняет разрывы в психическом континууме и встраивается в психические процессы.

Преодолевающий тип поведения. Для этого типа акцент в ситуации пробы смещается с эффекта от пробы наркотика на саму ситуацию пробы. В данном случае, так же как и в первом, происходит компенсация дефицита самочувствия и одновременно ощущения бедности внешней среды. Таким образом, даже однократная проба может стать достаточной, ибо ситуация как прожитая теряет свою эмоциональную напряженность и привлекательность, теряет характеристики рискованной. Но если среда вокруг такого ребенка настолько бедна, что это самое острое из доступных ему ощущений, или наряду с недостаточностью среды у подростка имеется ряд собственных психологических проблем (например, установка на преодоление связана с осуществлением стратегии «от противного», по типу «нападение — лучшая защита»), то срабатывает тот же механизм, что и в первом случае.

Где-то посередине этих двух крайних вариантов находится «адекватное» поведение в ситуации пробы, когда проба осуществляется в силу природного любопытства. В данном случае, пробуя наркотик, подросток пробует именно наркотик (а не ситуацию, или новую роль и т.п.), он ощущает его воздействие на организм, чувствует запахи или вкус. Как правило, в таком случае ничего привлекательного в употреблении подобного рода препаратов он не находит и принимает решение о ненужности наркотиков для него.

Несмотря на столь разные варианты содержательного наполнения момента пробы, после ее осуществления происходит изменение картины мира подростка. Из всего потока информации он начинает выделять ту, которая имеет отношение к наркотикам, он начинает интересоваться книгами, фильмами, рассказами о наркотиках. Следовательно, проба — это тот момент, который можно феноменологически зафиксировать как повышение интереса к информации о наркотиках.

Многократное употребление наркотиков, но без признаков психической или физиологической зависимости – это уже аддиктивное поведение. Оно является переходной стадий к наркомании и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения.

Таким образом, исходя из сказанного, мы можем сделать вывод о необходимости и актуальности профилактики наркозависимости в подростковом возрасте.

 

3.3.Принципы построения профилактических программ, ориентированных на профилактику употребления ПАВ подростками.

Очевидно, что добиться сколько-нибудь заметных результатов в решении проблемы наркомании невозможно без организации адекватной профилактической работы. Профилактика подростковой наркомании становится одной из важнейших задач общества.

Согласно классификации ВОЗ, профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения болезней. В подростковой наркологии она включает меры борьбы со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими токсическими веществами – по сути дела, борьбу с аддиктивным поведением у подростков.

Целями первичной профилактической деятельности являются:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      1)изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;

2)сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.  «…Лучшая профилактика – это хорошо устроенное образование, а вовсе не информация о том, как страшны наркотики» (Хасан Б.И., 2003 – С.52).

Вторичная  профилактика подразумевает меры, предназначенные для того, чтобы задержать развитие болезни. В подростковой наркологии сюда относят не столько раннюю диагностику и своевременное лечение, сколько совокупность мер для предотвращения рецидивов после лечения раннего алкоголизма, наркомании и токсикомании. Вторичная профилактика в школе возможна лишь частично и требует специальной медицинской и психотерапевтической подготовки. Чаще всего это система индивидуального консультирования учащихся и родителей, возможны варианты групповой работы в режиме различных тренингов.

Третичная профилактика ставит целью предотвращение инвалидности путем реабилитационных мер. В подростковой наркологии она охватывает ограниченную, но весьма трудную область – тяжелые далеко зашедшие случаи наркомании после неоднократных рецидивов и безуспешного лечения. Третичная профилактика требует особых условий и в условиях школы не проводится.

В международной практике выделяют следующие основные модели профилактики:

медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье;

образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности;

психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

Наиболее перспективной на сегодняшний день считается модель социальной компетентности. Это одна из последних обучающих моделей; в ее основе лежит идея, согласно которой люди злоупотребляют наркотическими веществами в результате серьезного дефицита соответствующих психосоциальных навыков.

Применение модели социальной компетентности породили три техники:

-моделирование типов поведения, поощряющих здоровый образ жизни;

-обучение системе навыков сопротивления социальным влияниям, которые способствуют употреблению алкоголя и наркотиков;

-обучение более общим — внутриличностным и межличностным — жизненным навыкам (например, навыкам общения и навыкам, позволяющим справляться с возникающими сложными ситуациями).

С позиций психосоциального подхода употребление и злоупотребление алкоголя и наркотиков происходит, как ответ на необходимость справиться с трудными ситуациями или как ответ на средовые социальные сигналы. Психосоциальный подход рассматривает алкоголизм и наркоманию как неадаптивное поведение, усвоенное в процессе научения (в результате формирования условных рефлексов, моделирования и имитации, приобретения актов сознания — мыслей, восприятий, верований).

Содержание любой модели должно отвечать определенным принципам.

Системность – построение программы базируется на взаимодействии личностных (внутренних) и социальных (внешних) факторов, способных обусловливать поведение детей в отношении собственного здоровья, возможное приобщение к одурманивающим веществам.

Парциальность – первичная профилактика рассматривается как часть общего процесса воспитания личности и реализуется через формирование у ребенка навыков позитивной социальной адаптации.

Когнитивная адекватность – соответствие форм и методов   педагогической профилактики специфическим особенностям возрастного развития конкретной группы детей.

Проблемная   адекваность – в содержании программ должны быть  отражены наиболее актуальные для   конкретной возрастной группы детей проблемы их социального становления и наиболее типичные механизмы вовлечения в одурманивание.

Социокультурная адекватность – отражение в программах свойственных обществу стандартов и норм поведения.

Наркологическая адекватность – учет при разработке модели особенностей национальной, региональной, локальной наркологической культуры.

Опережающее обучение – целевая подготовка детей должна быть организована заблаговременно, предваряя реальный этап возможного знакомства с одурманивающим веществом.

Персонификация целевого воздействия – к организации антинаркогенной подготовки могут привлекаться люди, для которых проблема наркотизма имеет личностную значимость, — бывшие больные, сумевшие преодолеть зависимость.

Опора на механизмы и феномены массового сознания – в процессе подготовки следует задействовать социопсихологические механизмы, обеспечивающие позитивное восприятие и принятие формируемых установок (феномен эффективного влияния через героев, популярных в среде молодежи).

Принцип запретной информации – педагог не должен использовать в своей работе с детской аудиторией информацию, которая способна облегчать приобщение к наркотизации.

Анализ отечественного и зарубежного опыта ведения антинаркотической работы показал, что важнейшими условиями эффективности антинаркотических программ являются следующие:

1) Заинтересованность и ответственное отношение государственных, административных органов и общественных организаций, СМИ, их осведомленность и компетентность.

2) Наличие научно обоснованных и адаптированных программ.

3) Высококачественная подготовка специалистов.

4) Ориентация информационного обеспечения на психическое и физическое здоровье, а не на запугивание подростков и молодежи.

5) Внедрение системы личностно-ориентированной профилактики и наличие специалистов (психологов, педагогов, социальных работников), подготовленных соответствующим образом.

6) Наличие соответствующей материальной базы. (Березин С.В. и др.)

Сегодня отмечается общая тенденция смены деструктивной (информационной) модели на конструктивную. Связанные с запугиванием методы первичной профилактики заменяются на конструктивные, направленные на формирование таких установок и смысловой ориентации личности, при которых наркотики не являются ценностями.

«От устрашения, информирования о негативных последствиях – к помощи в личностном росте, формированию навыков уверенного, ответственного поведения, психологического здоровья, овладению стратегиями совладающего поведения, умению правильно общаться». (Хасан Б.И. и др., 2003)

В этой связи конкретные направления психологической работы по первичной профилактике наркозависимости подростков должны включать:

— содействие в решении задач взросления;

— исследование личностных ресурсов;

— повышение стрессоустойчивости;

— снижение внушаемости;

— развитие навыков общения в условиях проблемных жизненных ситуаций;

— развитие навыков саморегуляции;

— снижение деструктивной конфликтности. (Березин С.В., 1994)

В настоящее время разработка программ первичной профилактики наркозависимости подростков и молодежи оказывается чрезвычайно затрудненной в силу ряда обстоятельств. Однако можно указать целый ряд программ, разработанных в рамках современной поведенческой модели первичной профилактики:

а) Модель «Второе рождение», включающая первичную психоактивную личностно-ориентированную профилактику Лисецкого К.С., Березина С.В. и др.;

б) Скрытая профилактика  наркомании (Гарифуллин Р.Р., 2002);

в) Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде (Дудко Т.Н., Вострокнутов Н.В., Гериш А.А., Котельникова А.М.,);

г) Программа укрепления психического здоровья учащихся и профилактики зависимости от ПАВ «Формула XXI» (Валентик Ю.В., Потемкин Г.А.,);

д) Семья и антинаркотическая профилактическая работа (Вострокнутов Н.В);

е) Программа профилактики наркозависимости и других аддикций Б.И. Хасана и сотрудников.

 

Выводы по теоретической части исследования.

В настоящее время практически во всех регионах России ситуация, связанная со злоупотреблением наркотическими средствами, имеет тенденцию к ухудшению. Все эксперты отмечают рост наркоманий и токсикоманий в детско-подростковой популяции.

Психологический барьер в виде своеобразного табу среди несовершеннолетних на прием наркотиков преодолен и в большинстве случаев отсутствует активная психологическая защита по отношению к первой пробе и последующему употреблению наркотиков. Подростки в силу незавершенности возрастного психического и личностного развития быстрее, чем взрослые попадают в болезненную зависимость от употребления ПАВ. В силу этого во все большей степени увеличивается объем негативных медицинских, социальных, экономических и других последствий наркомании. Фактически под угрозой оказалось будущее страны.

Выделяют следующие группы факторов, способствующих возникновению зависимости от наркотиков: социальные, психологические и медико-биологические (Березин С.В., год Хасан Б.И. и др. год) Действие большинства из рассмотренных факторов непосредственно связано с основной потребностью подросткового возраста – потребностью в общении. В этой связи коммуникативная компетентность в подростковом возрасте приобретает особое значение. Коммуникативная компетентность, по мнению Н.Н. Обозова, может быть определена в двух аспектах: как ориентированность личности в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте, и как способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.

Именно в подростковом возрасте человек в значительной мере овладевает коммуникативными средствами, необходимыми, прежде всего, для взаимодействия со сверстниками, формирует свой стиль коммуникаций, начинает осознавать и оценивать свои коммуникативные качества и умения. Все это составляет основание коммуникативной компетентности.

В целом, развитие коммуникативной сферы осуществляется в поиске и апробировании различных способов коммуникации и отборе тех, что позволяют подростку быть успешным и признанным в группе сверстников.

Отсутствие или низкий уровень развития коммуникативных умений и навыков, как правило, приводит к выпадению подростков из компании сверстников, что серьезно затрудняет их социальное и личностное развитие.

В соответствии со взглядами Исаева Д.Д. это определяет возможность возникновения коммуникативной и (или) компенсаторной модели пристрастия подростков к ПАВ. Прием наркотиков в этом случае определяется необходимостью компенсировать какую-то неполноценность личности, например, несформированность или  низкий уровень сформированности коммуникативно важных качеств. Наркотики облегчают общение со сверстниками. Преодолевается чувство замкнутости и стеснительности, появляется уверенность в своих возможностях. Тем самым подросток пытается удовлетворить свою острую потребность в любви, общении, доброжелательности.

Решение проблемы наркомании невозможно без организации эффективной профилактической работы.

На сегодняшний день наиболее актуальна первичная профилактика. Адресатом первичной профилактики выступает подростковая среда, т. к. именно на этот возраст приходятся пробы употребления ПАВ.

Достаточно длительный период времени единственной реализуемой моделью первичной профилактики выступала информационная, оцениваемая как деструктивная в связи с тем, что основным механизмом являлось запугивание посредством информирования о негативных последствиях употребления наркотиков.

В настоящее время ведутся разработки программ первичной профилактики, ориентированных не на устрашение, а на помощь в личностном росте, укреплении психического здоровья, становлении социальной и коммуникативной компетентности.

Исходя из сказанного выше, мы полагаем, что подростки нуждаются в специально организованной помощи в становлении их коммуникативной компетентности с тем, чтобы они могли решать задачи своего развития, преодолевать трудности, возникающие в значимой для них сфере общения, без обращения к наркотикам.