1.3 . Духовность Существа Божия.

Бог есть чистый и самый личный Дух . Откровение отвергает как грубо чувственное языческое представление о Божестве и понятия о Нем , как о безличностное начало , силу , душу мира или какой-то абсолютный , однако не личного, самоусвидомлений ум , как в пантеистических учениях .

Истина о духовности Божества изначально проповедано в Ветхом Завете . Не называя Бога нигде прямо Духом , ветхозаветное Откровение , однако , придает Богу все то , что входит в понятие Духа. Так , Бог изображается в Ветхом Завете как существо , обладающее высокой сознанием , разумом и волей со всеми их разнообразными свойствами. Ему присущи всебачення , святость , благодать , правосудия и другие свойства духовно — личного бытия . Моисей дважды называет Его Богом Духов и всякой плоти ( Числ. 16 , 22 , 27 , 16 ) , а о допотопное человечество Сам Бог говорит : «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть » ( Быт. 6 , 3 ) .

Правда , нередко в Ветхом Завете Богу присваиваются свойства телесной природы человека . Так , Его часто изображают как имеющего голову, лицо , глаза , уши , нос , губы , руки , ноги , сердце , Ему приписывают свойства тела человека , состояние и действия , например : дыхание , голос , ощущения на осязание, зрение , обоняние , вкус и т.д. ( антропоморфизмы ) . Но такие изображения не противоречат учению Ветхого Завета Бога как высшего Духа.

Человекоподобным изображением свойств Божиих в ветхозаветное учение совсем не вводятся догматические сказания о Божестве . В ветхозаветной религии Он содержится не в уме , а в языке .

Причины же таких изображений Божества , кроме того , что образность является естественным свойством древнееврейского языка , заключаются также и в том , что людям , окутанным плотью , невозможно понимать свое мнение о духовном без применения образов , символов. Тем необходимее был антропоморфизм для такого народа как еврейский , чтобы привить ему величественное понятие о Боге — как Духа.

Примечание:

1 . От антропоморфических изображений Бога в Писании нужно отличать так называемые антропопатични изображение , т.е. изображение Бога с присущими человеку духовными состояниями , присвоение Ему , например , радости , печали , гнева , веселья , раскаяние и другое. Хотя это тоже проявления образные , однако имеют другое значение , чем антропоморфизм .

2 . В Новом Завете учение о духовности Божества как предложено для тех , кто вырос в вере , раскрывается уже без предварительных антропоморфных образов. Здесь Бог прямо называется Духом. Спаситель в беседе с женщиной- самарянкой сказал : » Бог (есть ) Дух » ( Ин. 4 , 24). Наименование Бога Духом Святым , а дух , по словам Самого Спасителя , «не плоти и костей» ( Лк. 24 , 39 ) , показывает , что Бог является существом просто, веществом . Указывая же близость времени , когда уважение Ему везде ( Ин. 4 , 21 ) , Спаситель тем указывает , что Бог есть Дух , неограниченный пространством , всюдиприсутний , вообще бесконечен. Апостол Павел говорит : » Господь есть Дух , а где Дух Господень , там свобода » ( 2 Кор . С , 17). Сочетание с понятием о духе понятия о свободе показывает , что Бог , по мнению апостола , является существом личным , вильнорозумною .

3 . Церковь , следуя учению Откровения , всегда признавала духовность Божества. Учителя Церкви первых веков , начиная с апостолов , решительно высказывались против грубо чувственных языческих и пизньоиудейських представлений о Боге , которые проникали в среду христианского общества . Еще большей определенности вступило верования Церкви в духовность Божества в связи с появлением в IV cm . Ереси антропоморфистив (иначе авдиан ) . Антропоморфисты утверждали , что Бога нужно представлять не иначе , как во всем подобного человека , не исключая и тела со всеми его органами и членами . Основу для такого мнения они видели в Писании , а именно в рассказе Моисея о сотворении человека по образу Божию ( Быт. 1 , 26 ) , который , как они думали , содержится не только в душе , но и в теле. Нужно считать , что образ Божий находится не в теле человека , а в ее душе , а учение антропоморфистив само по себе бессмысленно .

4 . Учение о Боге как совершенного личного Духа единственное истинное с точки зрения нормального здорового мышления. Уже само понятие о вседосконалисть Божию требует представить Его личным Духом. Управляемые врожденной идеей о Боге , люди всех времен , на котором бы ступени развития они ни находились , как правило , Богом представляют то , выше и совершеннее от чего ничто не может быть . Как существо совершенное , Бог может быть мыслимым только как обладающий всеми совершенствами , которые наблюдаются в мире , конечно , в найбезмежнишому степени , поскольку Бог является началом и причиной всего , что существует и живет во Вселенной. Вселенная как творение Его является проявлением Его совершенств. Высшим творением в видимом мире является человек как существо разумное , личная и самосознательная , другие же существа , те , что не имеют сознания и разумности , занимают низшее место на лестнице бытия. Поэтому , возвышаясь к причине мира , мы вынуждены признаться , что этой причиной мог быть только личный Бог . Глупая слепая сила не может создать ум , с бессознательного не может возникнуть сознание .

1.4 . Свойства Существа Божия как Духа.

Понятие о духовных совершенства Божии может быть составлено на основе наблюдения за природой человеческого духа , созданного по образу Божию . Согласно этому свойства Бога как существа духовного можно разделить на свойства : ведения Божия , воли Божией , чувства или чувственности Божьей .

И. Разум Божий и его свойства

Бог обладает совершенным разумом . Откровение называет Его » Богом понимал » ( 1 Цар. 2 , 3 ) , утверждает , что » мудрости Его меры нет» ( Пс. 147 , 5 ) , то есть разум Его неизмеримо . Разум Божий , конечно, не степень понимания , а именно понимание или видение . В Боге — » глубина премудрости и разума , то есть знание » ( Рим. 11 , 23).

Разумность нашего духа выражается в том , что он познает самого себя и действительность , которая находится вне его , и , познавая эту действительность , разумно пользуется своими знаниями для достижения разумных целей, обычно называется мудростью. Человеческому разуму , следовательно , свойственны знания и мудрость. Такие же свойства присваиваются Откровением и разума Божия , только в совершенном виде.

1 . всеведение Божие

Под свойством всеведения Божия понимают не только то , что Бог знает все , но и то , что Он знает все досконально .

а ) Первым и важным предметом всеведения Божия есть естество Божие . Бог знает совершенное Себя . Сын Божий учил: «Никто не знает Сына , кроме Отца и никто Отца не знает , кроме Сына » ( Мф. 11 , 27). Здесь речь идет о божественном знания в пределах самого естества Божьего , или о самосознании божественную . Ту же мысль апостол выражает так : «Да никто не знает и Божьего , кроме Духа Божия » ( 2 Кор . С , 11).

Самосознание Божия , по сравнению с человеческой , должна быть , конечно , столь же высокой , насколько сущность Духа бесконечно выше дух конечен . Человек не знает самого себя ; по мере того , как она живет , силы ее все больше раскрываются , развивается и самосознание. Однако таков знания о Самом Себе Бога . Его самосознание должна быть всегда одинакова , самая и самая полная от возраста к возрасту .

б) Богу присваивается Откровения и полно во все времена знания о делах Свои . Но знание » дел Своих свойственно Богу от вечности. » Он знает обо всем прежнее бытие их «( Дан. 13 , 42; Сир . 23 , 29) , » известны Богу от возраста все дела Его «( Деян. 15 , 18 ) , то есть они не случайно осуществляются , но произошли и происходят по предсказанию Бога .

в ) Наконец , Бог должным знает все внешнее , действительное и возможное, необходимое и случайное , прошлое , настоящее и будущее:

• Бог знает обо всем действительно существующее , Им сотворенное . Он знает порядок мира физического ; считал множество звезд и всем им дает имена ( Пс. 146 , 4 ) , знает всех птиц небесных ( Пс. 49 , 11). Знает он и порядок мира нравственного .

Потребности, желания , тайные молитвы человека Ему известны. » Господи , все желания мои пред Тобою , вздохи же мое не сокрыто от Тебя » ( Пс. 38 , 10 ) , — отмечает псалмопевец .

• Бог знает также все прошлое в созданном Им мире . Это ясно показывает Писание , когда говорит , что Бог в определенное время осветит тайное в темноте , обнаружит сердечные намерения ( 1 Кор . 4 , 5) и воздаст Господь каждому по делам его ( Рим. 2 , 6).

• Знание Бог обнимает и все будущее , не только необходимо , но и случайное , а значит и свободное , не только добро , но и зло.

Бог знает все необходимое будущее. Сам от возраста в идеях Своих предусмотрел и устроил законы бытия и весь строй мировой жизни , ибо Он не может не знать все это после устройства мира во времени .

Не только необходимо , но и все случайное будущее Ему известно как в мире физическом , так и в мире нравственном ; случайным то или иное явление нам кажется потому , что от нас скрыты его причины ( внезапные , например , направления ветров , путь молнии , неожиданные падения каких-либо тел и др.) . Но знанием Божьим обнимаются также все эти неизвестные нам причины. «Огонь и град , снег и туман , бурный ветер , исполняющий слово Его » ( Пс. 148 , 8).

Бог и все случайное будущее также в мире будущем , все действия воли человека. На предвидение будущих случайных событий указывается в Писании как на один из признаков , что отличает истинного Бога : » Сообщите в будущем, и мы будем , что вы боги. Сотворите же доброе или сделайте зло , чтобы мы изумились и вместе с вами увидели » ( Пс. 41 , 23).

Бытие в истинному Богу , к такому предсказания мысли приводят многочисленные пророчества , содержащиеся в Слове Божьем , пророчества будущих случайных действий свободы человека . Многие из них были сказаны за 100 , 500 , 700 и даже за тысячу лет и оправдались событиями , другие же исполняются на наших глазах , например , пророчество Спасителя о распространении Евангелия ( Мф. 24 , 14 ) , судьбу иудейства ( Лк. 21 , 24 ) , о непоколебимое существования Церкви ( Мф. 16 , 18 ) и другие.

По способу и свойствами Боже знания действительности, находится за пределами Его отличное от познания человеческого. Человеческое познание развивается во времени. Бог не получает впечатлений извне , а знает вещи непосредственно Сам по Себе через Себя . Отсюда и само знание Бог свободно от ограничений времени , оно всегда одинаково полно и совершенно представляет собой акт созерцания.

Наши познания о том , что существует , далеко не исчерпывающие . Мы не располагаем таким знанием сейчас , и в будущем нельзя надеяться , чтобы мы когда-либо узнали обо всем . Но Бог знает саму сущность предметов ( Иер. 23 , 24 ) , потому что все они — внешнее выражение Его вечных творческих идей о них.

Божественное предвидение Его возможность и согласования со свободой человеческих действий

Ту сторону всеведения Божия , предметом которого являются будущие свободные действия моральных существ , называется предвидением Божиим. Бог предвидит свободные действия человека , конечно , не в том смысле , в котором предусмотрительный человек может догадываться , ждать чего-то или иногда предчувствовать что-то , а в том , что предусматривает и предрекает их как несомненно Ему известны , как имеющие бесспорно сбыться.

Богу и будущее является настоящим , потому что для Него не существует времени , а ограничения настоящего и будущего — это ограничение , принадлежащих времени. Знание — это необходимо ограничение действия или случая. » Не потому что когда-либо необходимо сбывается , — рассуждали древние учителя , — что Бог предвидит , а потому Он и предусматривает , что так сбудется» [ 139 , С. 187-190 ] .

Предсказание Богом свободных действий человека можно уподобить нашему знанию действий других людей . Наше знание не угнетает свободы других людей : не от того человек так или иначе действует , что мы знаем ее воздействия ; будем мы знать их или нет , сами действия ее от этого не изменятся. Наконец , если бы Бог Своим предвидением влиял на свободные действия человека , Он тогда был бы виновником злых действий человека , а такого , очевидно , нельзя предположить .

2 . премудрость Божия

Это совершенство или свойство Божественного разума заключается в том , что Бог обладает знанием самых целей и лучших , наиболее подходящих достижению целей средств , а также умением прикладывать , добавлять последние в первых , находя все это и по делам свое творение и помысла .

Мудрость присуща и человеку . Но мудрость человеческая , как таковая , что зависит от различных причин и обстоятельств , при необходимости бывает переменчивой , не всегда полностью предсказуемой и правильной . Мудрость же Божественная не зависит ни от чего постороннего или внешнего , она самобытна , вечная и неизменная , а также всесовершенный .

Откровение так изображает это свойство Бога . Усыновление нас Богу Иисусом Христом , по слову апостола Павла , предусмотрено Богом еще до сотворения мира ( Еф. 1 , 4-5) . Все бытие мира во времени есть только осуществлением от вечности в уме Божием написанного плана мироздания и порядка в нем . Это подтверждал Сам по окончании создания мира . Священные писатели единодушно выражают глубокое уважение Творцу , созерцая мудрое создание мира , несмотря на его целесообразность. » Благослови , душе моя , Господа , и вся внутренность моя святое имя Его — поет Давид , увлеченный созерцанием прекрасных дел Божьих , — Благослови , душе моя , Господа , и не забывай всех благодеяний Его многочисленны дела Твои , Господи , ты премудро соделал Твоего творения земля полна » ( Пс. 103 , 1-2; 104 , 24). » Дивны дела Твои , Господи ! » ( Пс. 139 , 14 ; ср. Иов . 9 , 10 , 7 , 14 и другие).

По дело невидимой премудрости Божией , Писание указывает особенно на домостроение нашего искупления. » Мы проповедуем Христа распятого , — говорит апостол Павел , — для иудеев соблазн , а для эллинов безумие , для самих же призванных иудеев и эллинов — Христа , силу Божию и Божию премудрость » ( 1 Кор . 1 , 23-24 ) .

В найденном премудростью Божьей способе восстановления человека , по словам пророка , » милость и истина встретятся , правда и мир облобызаются » ( Пс. 85 , 11).

Учение о премудрость Божию , содержащейся в Откровении обще , в святоотеческих творениях раскрываются подробнее ; раскрытию же той стороны этого свойства , которая оказалась в целенаправленном устройстве мира , некоторые из них присвують особые обширные суждения (Беседа на Шестоднев . Василия Великого , Григория Нисского , Иоанна Златоуста и др.). . Непосредственное созерцание мудрого устройства природы и ее красоты всегда было мощным средством к познанию Бога и к убеждению » в Бытии Его, ибо , — говорит Премудрый , — с величия и красоты созданий через уподобление можно дойти до познания Творца их» ( Прем. Сол . 13 , 5).

С расширением же знаний о природе человек еще больше убеждается в премудрости Творца.