II . Воля Божья и ее свойства .

Бог обладает совершенной волей. Спаситель учил в молитве отдавать себя воле Божией : » Отче наш … да будет воля Твоя , как на небе , так и на земле …» ( Мф. 6 , 10). Так же Он , молясь о том , чтобы миновала Его » чаша сия » , говорил : » А впрочем, не Моя воля , но Твоя воля да будет ! » ( Лк. 22 , 42).

Воля Божья в Откровении изображается , по своей сути , наиболее свободной , по моральным своим направлением Всесвятой , по силе и мощи всемогущей , по отношению ко всему живому и вильнорозумного требующей от них святости и потому наказывает за зло и награждает за добро , то есть Всеправедный .

2.1 . Высшая свобода воли Божьей .

По своей сути воля Божия есть воля самой свободной . Свобода воли Божьей заключается в том , что в своих решениях и определениях она буквально независимая от посторонних ( внешних) помыслов или воздействий , но основу своей жизни и всех своих действий содержит только в самой себе . Человек , с одной стороны , находится в зависимости от влияния внешних условий , а с другой , сама свобода ее в своих определениях не может совсем избавиться колебаний и борьбы . Бог независимый ни от чего постороннего , следовательно , Его воля совершенно свободна . В свободе воли Божией не может быть колебаний в выборе между какими-либо различными помыслами Его природы , потому что природа Божественная простая и единственная .

Такой Откровения и изображает волю Божию . Апостол Павел о Боге Отце , например , говорит , что Он назвал ( назначил ) нас в усыновление Иисусом Христом благоволением желание свое ( Еф. 1 , 5 ) , что Он открыл нам тайну Своей воли по благоволению Своим ( Еф. 1 , 9 ) . Понятно , что здесь речь идет о свободе , что существует в Боге от вечности , а в этой Воли советы и решения могут возникать только непосредственно из глубины его сущности и независимо ни от чего постороннего и внешнего , что могло бы иметь на нее какое-либо влияние ( Рим. 2 , 34). Та же мысль выражена в псалмопевца : » Бог наш на небесах и на земле все что захотел , так создал» ( Пс. 113,11 ) .

Откровение представляет все действия Божии по созданию мира . Высшее свободными , а не движимый чем-то . Он действует по совету воли ( Еф. 1,11 ) во всех делах и помыслах как о мире вещей , так и о мире моральный. О раздаче благодатных даров людям апостол говорит : » Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1 Кор . 2 , 11).

2 . Святость воли Божией

По своему нравственному состоянию воля Божья воля Всесвятая . Святость воли Божией состоит в том , что она в своих попытках определяется и руководствуется представлениями и помыслами об одном высшее благо , а эти ее попытки всегда совпадают с самим их осуществлением , а не остаются одними лишь желаниями. Поэтому Бог чист от греха и не может согрешить , любя во всем живом добро и ненавидя зло.

В Откровении Сам Бог изображается что говорит о Себе : » будьте святы , потому что Я свят » ( Лев. 19 , 2 , 1 Петр . 1 , 16 ) , ангелы же славословят Господа песней : «Свят , свят, свят Господь Саваоф : вся земля полна славы Его ! » ( Ис. 6 , 3 ; ср. Об . 15 , 4). По свидетельству новозаветного Откровения : » Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы ! » ( 1 Ин . 1 , 5).

Как видим , святость Божия открылась на земле в лице воплощенного Сына Божия .

Такое состояние свободы Божией , когда она может желать и делать только добро и не может делать зла , является проявлением настоящей свободы . Не какая-то внешняя сила или Воля и не какой-то вне Бога закон заставляет Бога быть святым , а Он , по Своей воле , желает делать и делает добро. Желание и творения добра является требованием Его всесовершенный природы. Для человеческой воли такое состояние свободы является идеалом , к которому человек может только приближаться при содействии благодати Божией .

2.2 . Бог не виновник зла.

Как существо Всесвятая , Бог не может не только творить зло , но и желать , чтобы оно было. В действительности же существует зло и в мире физическом , и , особенно , в . мире нравственном . Согласуется это со святостью всемогущего Бога? Отцы Церкви объясняют , что взлом нужно считать только грех , нарушение человеческой свободой воли Божией то же , что мы называем физическим злом (пожары , бури , землетрясения и другие бедствия , которые наблюдаем на земле) , не является само в себе зло , таким оно есть только для грешников ; хотя оно действительно от Бога , но посылается для исправления людей и для обращения их к добру , а потому и является добром . Грехи же , следствием которых бывает физическое зло , возникают вследствие злоупотребления свободой разумного живого , которое Бог создал добрым и подаренное ему уже не забирает , допуская и злоупотребления им .

С этой точки зрения легко объясняются ( а Отцами Церкви действительно объяснены ) все те места Священного Писания , которые , на первый взгляд , могут проявлять в Боге вроде несовместимо с Его святостью зло :

а ) В писании встречаются высказывания , в которых Бог представляется вроде виновником жестокости во зле , например , жестокости сердца фараона ( Исх. 4 , 21 , 10 , 1 и др.). или сердца израильтян ( 29 , 4; Исх . 6 , 9 ) . Поскольку , по свидетельству того же слова Божия , озлобление фараона зависело от него самого , а израильтяне сами не последовали Закон , то высказывание : » Бог ожесточил сердце фараона » или » израильтян » означает только то , что Он попустил озлобление воле человеческой, но не то , что Он совершил это озлобление . Такой же смысл и подобных высказываний , встречающихся в Новом Завете , например : » Бог дал им дух усыпления , глаза , которыми не видят, и уши , которыми не слышат » ( Рим. 11 , 8);

б) Иногда Бог представляется в Писании таким , как будто склоняет к тем или иным плохих поступков , например , когда речь идет о преклонение Богом Давиду надменного отсчета народа ( 2 Цар. 24 , 1) , о воле Божией на искушение Ахава духом заблуждения ( 3 царь . 22 20-23 ) , на сожительство пророка Осии с ненужной женщиной ( Ос. 1 , 2 , 3 , 1). Но первое место во всем этом приписывается злому духу ( 1 Цар. 21, 1 ) , о Ахава же приведены видение , а не какая-то настоящая история ; ослепление его вследствие ухода от света Божьего во тьму предрассудков изображается как наказание правды Божией. То же , что говорится о Осии , представляет собой символическое изображение преступной страсти израильского народа к языческим богам .

в ) В некоторых местах Священного Писания Богу приписывают искушение людей , например , Авраама , тому Бог представляется как бы виновником греха. Но в подобных случаях нужно иметь в виду , искушение приписывается Богу. Искушение — это доведение какого-то существа до такого состояния , в котором бы ее свойства раскрылись в действии. Возможна соблазн двух видов:

• Искушение во зле , или побуждения к выявлению злых наклонностей , таящиеся в человеке.

• Соблазн в добре, или направление, подает действие в нем добра в открытой борьбе против зла или против препятствий в добре для достижения победы и славы.

Первое не от Бога ( Иак. 1 , 13 ) , а является следствием оставления Богом ( 2 Пар . 32 , 31 ) : оно возникает от нашей плоти , от мира , от других людей и от дьявола . Искушение второго вида от Бога и по мере духовных сил просил ее Себе ( Пс. 25 , 2 ) Сам Иисус Христос , который » был испытан во всем » ( Евр. 4 , 15). Такого же рода был соблазн Авраама в Исааку .

2.3 . Всемогущество воли Божией.

Всемогущество воли Божией состоит в том , что Бог приводит в исполнение все , что угодно Ему без всяких препятствий , так , что никакая посторонняя сила не может ему помешать или помешать .

Священное Писание очень часто говорит о всемогуществе Бога . Оно называет Бога » Господом сил» ( Пс. 23 , 10 ), которому » по силе нет равных » ( Пс. 88 , 9 ) , единственным сильным ( 1 Тим. 6 , 15 ) , Вседержителем ( Иер. 32 , 18-19 2 Кор . 6 , 18 и др.) , у Которого » ​​не останется бессильным никакое слово» ( Лк. 1 , 37). Он может » из камней этого воздвигнуть детей Аврааму » ( Мф. , 9) . Готовя Авраама к выполнению Своих обетов , Бог говорит о Себе : «Я Бог всемогущий» ( Быт. 17 , 1). Внешне могущество воли Божией сначала открылась в творческом произведении всего того , что Богу угодно было создать , «все , что захотел Господь сотворил » ( Пс. 113 , 11). Он сотворил все единым словом , » ибо Он сказал и произошло , приказал и появилось » ( Пс. 33 , 9). Затем она постоянно открывается в чрезвычайных действиях , осуществляемых для особых целей , и есть чудесами : » Благословен Господь , Бог Израиля , единственный, чудеса совершает » ( Пс. 72 , 18 ; 77 , 14).

Примечание:

Против всемогущества Божия высказываются иногда и сейчас некоторые возражения и удивление . Говорят : поскольку Бог не может грешить , допускать обмана , умереть , сделать смертного бессмертным , прошлого настоящим , чтобы 2X2 было вместе и 4 , и 10 , и т.д. , то Он не всемогущ. Ответом на подобное рассуждение может быть такое : всемогущество Божие состоит в том , что Бог может приводить в исполнение все , что угодно Его воле. Если же Его воля не желает чего-то противного Его совершенной природе и Его совершенном разуму, то это показывают не слабость ее и бессилия , а наоборот ее силу и могущество.

2.4 . Правда Божия .

Воля божественная , будучи сама по себе святой , требует и от умных созданий святости и поэтому дает им закон нравственный , что ведет того, кто выполняет его, святости и , как всемогущая , за выполнение его награждает , за нарушение наказывает. Это свойство воли божественной является самой правдой или справедливостью . Правда воли Божией , следовательно , проявляется в двух действиях : в правде , которая дает закон святости (правда законодательная ) , и в правде , которая отдает нравственным существам каждому по заслугам (правда мздовоздавальна или правосудие ) . На оба действия воли Божией указывает апостол , когда говорит о Боге , что » Он один является Законодатель и Судия , могущий спасти и погубить » ( Иак. 4 , 12).

Воля Божья святая , она требует и от людей святости. Через Моисея Бог говорил : » Будьте святы , ибо Я свят Господь , Бог ваш » ( Лев. 19 , 2). Спаситель мира также поучал: » Будьте совершенны , как совершен Отец ваш небесный » ( Мф. 5 , 48; ср. : 1 Пет . 1 , 15).

Бог также праведным Судьей , который благодарит за выполнение или нарушение данного Им закона. » Мне отмщение , Я воздам » , — говорит Господь ( Второзак. 32 , 35; Рим . 12, 19 ; Евр . 10 , ЗО ) . «Не обманывайтесь , — Бог поругаем не бывает . Потому что посеет человек , то и пожнет: сеющий тела своего , от плоти тление пожнет . Кто сеет в дух от духа пожнет жизнь вечную » ( Гал . 6 , 7-8 ) . Им на вечные времена установлен такой закон, правда и добро уже естественно влекут относительное блаженство , а зло и недостатки — муки и зло.

Откровение говорит , что Бог действительно проявлял и проявляет свое правосудие и в особых действиях свое Промысла. Так , » Бог Ангелов согрешивших не пощадил , а в связав узами адского пекла предал блюсти в суд» ( 2 Петр . 2 , 4 ; Иуд . 6 ) , согрешили прародители , и также были преданы суду Божьему (Быт . 3). История человечества подтверждает правосудие Божие указаниями на многочисленные действия Его , подавая примеры наказания за бесчестие и вознаграждения за выполнение святой воли Его как целых народов и всего человечества , так и отдельных лиц , как , например , всемирный потоп , судьба Содома и Гоморры , смешение языков и рассеяние племен и т.д. . Особенно ясно и отчетливо видны действия правосудия Божия в истории богоизбранного израильского народа от ее начала и до наших дней .

Правосуден Бог и в отношении отдельных лиц , » потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их , но лице Господне против делающих зло » ( 1 Петр . С , 12). » На нечестивых находится гнев Божий » (Ин , 36; Рим . 1 , 18 , 12 , 19 ; Еф. 5 , 6 ; Пс . 77 , 31 и др.). .

Как особые , чрезвычайные проявления правосудия Божьего Откровения указывает на тайну покаяния и будущий всемирный суд . В деле покаяния Бог » того , кто не знал греха ( Иисуса Христа) , Он сделал нас грехом (сделал для нас жертвой за грех ) , чтобы мы сделались праведными в Нем » ( 2 Кор . 5 , 21). » Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов » (Рим , 25). А в день всемирного суда Божия » каждый примет по тому , что в теле он делал, доброе или худое » ( 2 Кор . 5 , 10).

Согласование правосудия Божия с тем явлением , что праведники часто Нуждаются , а грешники благоденствуют

Как на возражения против правосудия Божия с давних времен указывается на торжество ( победу ) морального зла в лице грешников благоденствуют , тогда как унижается добродетель в лице страждущих и гонимых праведников. но:

а ) На земле нет полной возмездия , поэтому и праведники могут часто страдать , а нечестивые благоденствовать .

б) Бедствия и видимое благоденствие часто зависят от людей , от их несправедливости. Бог вообще не ущемляет свободы Своих существ и не желает ее притеснять и в этом случае .

в ) Праведные люди под тяжестью своего внешнего положения пользуются Самые внутренними благами : миром духовным , радостями и утехами от Бога ( Рим. 14 , 17 ) , а грешники , при внешнем благополучии , имеют источник мучений для себя в крупнейших своих страстях и беззакониях ( Премьер . 11 , 17) , которые пагубно влияют на их душу и тело.

г ) Не бывает на земле праведника , который бы ни в чем не согрешил ( И ДР . 1 , 6 ; Притч . 20 , 9) . Бог допускает это с благой целью , чтобы через бедствия очистить праведников всякого греховного грязи ( Прем. С , 6 , 1 Петр . 1 , 6 — 7) , утвердить в хорошие ( Рим. 5 , 3-5 , 2 Кор . 4 , 16 ) , и , наказывая временно здесь , поднять их в будущем ( Прем. С , 4-5 , 2 Кор . С , 17). С другой стороны , грешники имеют иногда в себе немало хорошего ; в то же время они спонукуються к покаянию тем , что Бог , влияя на их благость , не наказывает за грех ( Рим. 2 , 4 , 2 Петр . 2 , 9).

д ) Главное же то , что есть другая жизнь , в котором правда Божия воздаст всем по заслугам , когда праведники будут вечно блаженствовать , а грешников постигнет наказание .