1 Возникновение Афинского государства легенда связывает с име-нем греческого героя Тезея.
А) Среди мероприятий, осуществленных Тезеем, способствовавших возникновению государства, первым было объединение трех племен с центром в Афинах. Для руководства общими делами но-вого объединения был создан Совет, в которую перешла часть дел, ранее находились в ведении отдельных племен.
Дальнейшие преобразования выразились в оформлении обособленных социальных групп. Родовая знать, окончательно закрепила за собой привилегии, создала особую группу евгатридив, которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли геоморы (земледельцы), выделялась группа ремесленников (демиургов).
Следующим шагом к образованию государства было уничтожение власти базилевса в ее прошлом значении и введения новой должности архонта. Сначала архонты избирались пожизненно, затем — на 10 лет, а с 683 г. до н. ежегодно избирались 9 архонтов. Один из них — первый архонт-эпоним, именем которого на-зивався год, возглавлял коллегию, имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия что-к семейным делам. Базилевс, который стал вторым архонтом, исполнял жреческие функции, а также суд по религиозным делам. Третий архонт — полемарх — осуществлял командование вийсь-ком и ведал внешними делами. Остальные шесть архонтов — фесмофетам — были охранниками законов и возглавляли рассмотрение судебных дел.
Деятельность архонтов контролировалась ареопагом, который в VIII в. до н.э. заменил Совет старейшин. В ареопаге заседали действующие и отставные архонты, которые принимали решения по военным, жреческих и судебных дел.
Процессы классообразования и формирования государства в Афи-нах проходили синхронно. Одновременно с выделением из знати лиц, осуществлявших функции публичной власти, началось ру-ния основ родового деления граждан. Вся Аттика была разбита на территориальные округа (наукрии). Граждане каждой наукрии обязаны снарядить корабль с экипажем и вы-ставить двух всадников в полном военном снаряжении. Во главе наукрии стоял пританий. Итак, появилось разделение населения по территориальному признаку, а также возник новый орган власти (ареопаг), не был связан с родоплеменной организацией. В 621 г. до н. Э. е. в Афинах появляется писаное право. Это были законы Драконта. Таким образом, Афины были наиболее классической форме: здесь государство возникает непосредственно и преиму-но с классовых противоречий, которые развились в середине родового общества.
Б) Реформы Солона
В конце VII в. до н.э. противостояние демоса и аристократии стало жестоким. Оно сопровождалось обострением борьбы между верхушками фил и фратрий. Развитие может-варно-денежных отношений дестабилизировал политическую ситуацию в полисе. Масса крестьян оказалась в долговой кабале у евпатры дов, многие из них были проданы в рабство за пределы Аттики. Сде-сла количество фетов — лично свободных, но малоимущих граж-дан. Имея власть в ареопаге, опираясь на поддержку верхушки фил и фратрий, евпатриды пробовали ликвидировать за-излишки родовой демократии. Существование полиса как единого орга-низма, в опасности.
Проницательный и дальновидный политик Солон (VI в. До н.э.) понимал необходимость восстановления единства полиса, расколотого на враждующие группировки.
В 594 г. до н. Соленая был избран архонтом. Опираясь на народные собрания, он провел ряд важных реформ: долговая кабала отменялась; проданы в рабство афиняне под-ложились выкупа и могли вернуться домой. Дальнейшем афинянськи граждане за долги не могли превращаться в рабов. Однако собственность состоятельных лиц оставалась нетронутой. «Солон, — пишет Плутарх, — разочаровал состоятельных тем, что ликвидировал долговые обязательства, а бедных тем, что не провел передел земли, как они надеялись, и не сравнял всех по образу жизни». Однако реформы Солона предотвратили социальный взрыв в Афинах.
К политическим реформам Солона принадлежит провозглашения всех граждан равными перед законом, то есть политической ров-ности, в основу которой был положен имущественный ценз. Все общест-дан Афин были разделены на 4 разряда в зависимости от дохода с земли. Первый разряд составляли те, кто имел прибыль не менее 500 медимнов зерна, масла или вина (1 медимн — 41-52 литра). Эти граждане назывались пентакосимедимнамы. Ко второму разряду относились те, кто получил прибыль в 300 медимнов. В ополчении они были всадниками и должны были за свой ра-чет приобрести снаряжение. Граждане третьего разряда имели прибыль не менее 200 медимив, их звали зевгитамы. Это был самый многочисленный слой афинских граждан. Все остальные были зачислены в четвертого, последнего разряда. Их звали фетами.
Итак, в основу деления общества вместо родовой озна-ки было положено имущественную. Имущественное положение определяло и место гражданина в ополчении. Из представителей первых двух состояний формировалась конница, третьего — трудно вооруженная Пихоя-и, с фетов — подразделения легко вооруженной пехоты или вспомо-ных отрядов. Военачальниками и архотамы могли быть только те, кто принадлежал к первым двум разрядов.
Солон ввел совет четырехсот (буле) — 100 человек от каждой филы. Создание и расширение прав народных сбо-ров (экклесия), ставшие главным законодательным и контроля-ющим органом Афин, в значительной степени способствовало демократизации общественного и политического строя. Собрание и совет оттеснили на второй план ареопаг коллегию архонтов. Был создан суд присяжных — гелиэя, в который входили граждане всех четы-рех разрядов в количестве 6000 человек.
Большое количество членов суда присяжных свидетельствует о демократических стремление Солома, желание обеспечить участие простых людей в деятельности органов власти.
Солон аннулировал слишком жестокие Законы Драконта, за вы-ключения некоторых постановлений об убийстве; ввел свободу причинить Витив; все виды имущества, в том числе и земельные участки, можно было продавать, закладывать, делить между наследниками. Была проведена унификация системы мер и весов, осуществлен переход к стабильной денежной единицы.
Реформы Солона в экономической области сгладили остроту противоречий в афинском обществе, поскольку удовлетворяли и средние слои населения. Соленая считают отцом афинской демократии. В проведении реформ ему помогал юрист Епименир.
Однако сразу устранить все социальные противоречия в афинянин-ской государстве Солон не мог. Евпатриды были недовольны по-слабленням своих политических позиций и хотели реванша. Крестьянам, бывшим должникам, которые вернулись в Аттику, не вернули их земельные участки, и они пополнили ряды неза-доволен засильем евпатридив демоса.
В этих условиях власть захватил тиран Писистрат (560 — 527 гг. До н.э.). Он не отменил законы Солона, однако больше прижал евпатридивю.
В) Реформы Клисфена.
С именем Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. В 509 г. до н. он провел дер-ственные реформы, которые привели к окончательной ликвидации остатков родового строя.
Свои реформы Клисфен начал с введения нового адми-нистративного деления, построенного на территориальном принципе. В результате вся Аттика делилась на три террито-риальные округа: город Афины с пригородами, внутренняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из 10 равных частей (тритий). Три трития, по одной из каждого округа, объединялись в филу, и, таким образом, было создано 10 территориальных фил.
Целью реформы было смешать населения, разъединить роды и тем ослабить силу евпатридив.
Совет четырехсот была заменена на совет пятисот (по 50 человек от каждой филы).
При Клисфена были также расширены ряды афинских граждан путем предоставления многим метекам гражданских прав. Была создана коллегия десяти стратегов (по 1 от каждой филы).
Для того, чтобы сохранить новый порядок от покушений на него со стороны врагов, был введен остракизм (суд черепков). Остракизм был формой тайного голосования, при котором ко-жен голосующий писал на черепке имя человека, казалась ему опасной для существующего строя. Когда одно и тоже имя повторялось при подсчете голосов 6 тыс. Раз, то эта осо-ба подвергалась изгнанию из Афин на 10 лет без конфискации имущества.
Реформы Клисфена были более последовательны, чем реформы Солона, и завершили более чем столетний период острой борьбы между родовой аристократией и демосом, закончилась пе-дельному последнего. В результате в Афинах сложилась рабо-патентованная государство в форме демократической республики.
V в. до н.э. открылось греко-персидскими войнами (492 — 479 гг. до н.э.), имевших большое историческое значение. Греческая политическая система и греческое войско в этих войнах блестяще оправдали себя.
После завершения персидских войн в Афинах наблюдается ются два политических движения: демократический и олигархический. Их борьба закончилась победой демократии.
2 А) Дальнейшая демократизация политической системы афинского государства в V веке до н.э. была связана с именами Эфиальта и Перикла.
Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над коррумпированными Ареопагита, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду (гелиэе) (462 г. до н.). Право контроля, принадлежавшее ареопага, за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом — к гелиэе.
Дело в том, что одной из главных функций ареопага накануне реформы было заслушивание отчетов должностных лиц по истечении сроков их полномочий. Стремясь устранить почву для коррумпирования, Эфиальт усложнил систему отчетов, но одновременно сделал ее более гласной, предоставив демоса право непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц.
Процедура, возникшая в результате реформы, предусматривала, что магистраты должны предоставлять отчеты в течение 30 дней после завершения их полномочий 10 логистам, избранным из числа членов Совета 500 Логисты обязаны были проверить отчет и передать его в народный суд (гелиэю) для ратификации или выяснения возникающих споров. После поступления отчета в гелиэю любой гражданин полиса в течение 3-х дней мог обратиться к официальному лицу своей трибы (эвтину) с жалобой на, что уходит в отставку магистрата. Эвтин, рассмотрев жалобу, передавал ее в соответствующую судебную инстанцию - в гелиэю или фесмофетам. Фесмофеты, получив жалобу, вторично выносили отчет магистрата на рассмотрение народного суда. Его решение должно окончательную силу.
Параллельно были сужены судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Ареопаг, таким образом, почти полностью был лишен политической власти.
Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) на Агоре для всеобщего ознакомления. По мнению отечественного историка А.М.Строгецкого, это символизировало соединение законов с демократическими институтами, укрепляло правовую основу афинской демократии.
После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл — выходец из знатного афинского рода, прекрасно образованный и одаренный политик.
С его именем связывают не только проведение реформ, но и разработку новых принципов управления обществом, в основе которых — требование политического профессионализма и формирование новой социальной философии. Перикл, бессменно избиравшийся стратегом в 444 / 443-429 г. до н., Сплотил вокруг себя союз единомышленников, своеобразную политическую и интеллектуальную элиту афинского общества, при поддержке которой он осуществлял все свои внешнеполитические и внутриполитические мероприятия.
Аристотель связывает с именем Перикла два важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц. Прежде всего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. К середине V века до н.э. гелиэя сочетала 6000 афинских граждан, которые должны были заседать в различных судебных комиссиях, отрываясь от своих повседневных дел. Роль суда была многогранна: он решал множество вопросов как между самими афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзе, превращаясь одновременно в важнейший инструмент контроля над ними.
Итак, вводя такое новшество, как оплата труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе — малообеспеченных. Аристотель в сочинении «Афинская полития» описывал это следующим образом: «Жалованье получает, во первых, народ за рядовые народные собрания — по драхме, а за главные — по 9 оболов. Затем в судах получают по 2 обола, члены Совета — по 5 оболов, пританы — по 6, архонты — по 4 »
В тесной взаимосвязи с началом выплат жалованья чиновникам находилась и другая проведенная Периклом реформа — гражданская. Соответствии с ее требованиями, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Значение этого нововведения исследователи оценивают по-разному. Согласно Аристотелю, оно было следствием слишком сильно разросшейся гражданской общины, а между тем гражданство древние всегда рассматривали как важнейшее условие успешного функционирования государственного организма. Итак, гражданская реформа Перикла преследовала цель формирования наиболее оптимального по численности гражданского коллектива, в чем в тот период был особенно заинтересован афинский демос.
Кроме того, как сообщает Аристотель, Перикл отнял некоторые права в ареопаг и «особенно решительно настаивал на развитии у государства морской силы …,» что по большому счету также было, прежде всего, в интересах средних слоев афинского общества.
Таким образом, в период правления Перикла происходит более четкое разделение властей: законодательная принадлежала Народному собранию, исполнительная — Совету 500 и магистратам, судебная — гелиэе. Одновременно принцип жеребьевки распространяется на большинство выборных должностей, что также свидетельствует об укреплении демократических начал в управлении.
В целом же можно сказать, что реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм ее успешного функционирования. Широкие круги граждан полиса получили возможность принимать участие в государственной деятельности — как через выбирают должности, что, так и через участие в работе Народного собрания. Право быть избранным распространялось на всех граждан без ограничения. Введение платы за выполнение общественных функций создавало реальную возможность для политической деятельности малообеспеченных граждан. Был признан и стал реальностью для любого афинского гражданина принцип свободы слова.
Б) Государственный строй, суд, вооруженные силы. Основные черты афинского права
По форме государственного правления Древние Афины бу-ли демократической республикой.
Государственный аппарат Афинской демократии состоял из та-ких органов власти: народного собрания, совета пятисот, гелиэя, ко-гии стратегов и коллегии архонтов.
Народное собрание (экклесия) были главным и решающим органом. Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий.
Полномочия народного собрания были весьма широкими и охватывали все важнейшие вопросы жизни Афин. На на-родных собрании принимались законы, решались вопросы войны и мира, выбирались должностные лица, заслушивались отчеты магистратов по окончании срока полномочий, обсуждался и утверждался государственный бюджет, осуществлялся контроль за воспитанием юношей, принималось решение в случае остракизму. Специфическое значение имели права народного собрания по охране основных законов. Была создана специальная коллегия для охраны законов, которая получала свои полномочия от народного собрания.
В народном собрании был установлен довольно демократический порядок работы. Выступать мог любой участник собрания. Но он должен был соблюдать определенные правила, которые сводились к тому, что нельзя было повторяться, оскорблять своего оппонента, а говорить необходимо было по сути дела.
Народное собрание собирались, как правило, через 8-9 дней.
Председателем народного собрания был председатель пританов. Голоса ния было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждый гражданин мог внести на рассмотрение свой законопроект. Но при этом он нес уголовную ответственность (вплоть до смертной казни), когда выяснялось, что его предложение о-тиричить действующим законам и об этом не было объявлено заздале-гидь. Кроме того, любой законопроект подлежал предварительному рассмотрению в совете пятисот. Окончательное решение принадлежало гелиэя. Обсуждение законопроекта, который прошел все поп-щие стадии, велось в гелиэя в форме судебного процесса: автор законопроекта выступал обвинителем старых законов, а их за-хисникив назначали народное собрание. Решение принималось би-льшистю присяжных при тайном голосовании.
Определенное количество участников народного собрания требовалась только при решении вопроса о остракизм (6000). В ин-ших случаях присутствующих могло быть и меньше.
Совет пятисот, которая была одним из важнейших государственных институтов афинской демократии, что подменяла народного собрания, а была их рабочим органом. Члены Совета пятисот выбирались путем жеребьевки из числа полноправных граждан, достигших 30-летнего возраста по 50 человек от кож-ной из 10 фил. К ней могли входить представители всех разрядов населения.
Рада была разбита на 10 дежурных частей (пританий). 50 членов совета — представители одной филы были очередными про-течение одной десятой части года. Пританов ежедневно выбирали из своего состава путем жеребьевки председателя, который председательствовал и в народном собрании.
Совет пятисот действовала как высший административный орган и муниципалитет по управлению службами Афин и его пригородов: решала вопросы благоустройства города, его базаров, состояния флота, арсенала, организовывала доставку продовольствия. В ее ведении находилась казна и государственная печать. Совет осу-нювала контроль за деятельностью должностных лиц, готовила и по-передне рассматривала вопросы, выносила на обсуждение народного собрания.
Совет проводила докимасию (проверку) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на будущий год. Она имела право привлекать к суду должностных лиц, а особенно лиц, виновных в неправильном использовании государственных средств. Приговоры Совета могли обжаловались в гелиэя.
В системе государственных органов сохранился такой государственный орган как ареопаг. В него входили представители афинских аристократов, занимавших должности архонтов и бывшие архон-ти, которые сделали удовлетворительное отчет о своей годовой деятельности. Ареопаг к середине V в. до н.э. был одним из важнейший ших органов государственной власти, который контролировал деятельность по-садовых лиц и народного собрания. Но после 462 г. до н. за ним было сохранено, главным образом, функции судебного учреждения.
Среди органов исполнительной власти в Афинах следует отметить две коллегии: стратегов и архонтов.
Коллегия десяти стратегов выбиралась открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан.
Основные функции коллегии стратегов — верховное керивницт-во и командование всеми военными силами афинской госу-дарства, финансы, внешние отношения, подготовка в совет пятисот народных собраний, проектов, декретов и распорных-ний.
По афинскими законами все десять стратегов пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился неписаный обычай, что один из стратегов занимал первое место не только в самой коллегии стратегов, но и во всем государстве.
В ведении коллегии архонтов находились религиозные, семейные и дела, которые касались морали.
Девять архонтов и секретарь избирались по жребию — по одному от каждой филы. Затем архонты, кроме секретаря, подвергались докимасии в совете пятисот. Вторую проверку архонты проходили в гелиэя.
Архонты — Энон, базилевс и полемарх — имели равное власть и каждый из них выбирал себе два товарища.
Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган -гелиея. Гелиэя, кроме чисто судебных функций, выполняла функции в области законодательства.
Гелиэя состояла из 6000 человек, ежегодно выбиралась путем жеребьевки архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30-ти лет по 600 человек от каждой филы. Весь состав суда был разделен на десять частей по 500 человек в каждой. 1000 судей были запасными. Суд был откры-тым и гласным. С целью предотвращения подкупа судей только в день слушания дела определялось, какое именно отделение будет ее рассматривать.
Уголовное судопроизводство имело несколько стадий: объявления обвинительной жалобы, выступление обвинителя и подсудимого, допрос свидетелей, тайное голосование о виновности или невиновности подсудимого (вердикт), тайное голосование о мере наказания, оглашение приговора, последнее слово подсудимого. Решение суда обжалованию не подлежало.
При вынесении решений и приговоров суд не всегда был связан законом. Он мог руководствоваться обычаями своей страны и фактически сам создавал нормы права.
Кроме гелиэя, в Афинах было еще несколько судебных коллегий, которые рассматривали круг определенных дел: ареопаг, четыре коллегии эфеты, коллегия сорока. Войско Афин состояло из ополчения, в котором служили все граждане от 18 до 60 лет.
Система афинской демократии в V — IV вв. до н.э. была хорошо продуманной и тщательно разработанной политической системой. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности. Все должностные лица выбирались на один год без права переизбрания на следующий срок. Но это не касалось стратегов.
Для своего времени афинская демократия имела наиболее пере-довий государственное устройство, в условиях которого все полноправные граж-дан могли управлять государством, а государство пик-лувалась о материальном благосостоянии своих граждан и соз-рювала условия для развития культуры.
Но чрезмерные социальные гарантии для бедных стали тяжелым бременем для государства и состоятельных лиц. Такие гарантии способствовали расцвету античной культуры, но потеряли античную экономику.
Граждане Афин, приравняв права гражданина с правом кормления, не допускали в страну иностранцев, а потому это государство, небольшая по размеру и численности населения, в конце концов, в 338 году до н.э. была завоевана войсками Александра Македонского.
Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н. появляется писаное право в выгля- ди Законов Драконта. Это было большой победой народных масс. Толкование обычного права по традиции принадлежало аристократии и приводило к частому злоупотребления. Запись действие ющих норм права позволил ограничить произвол в толковании юридических правил.
При этом Драконт включил в законы ряд новых существенных положений, которые отражали новую социально-экономическую ситуацию. Так, например, отменялась кровная месть, вво-дились новые правила судопроизводства. Законы закрепляли права частной собственности, устанавливая при этом строгие пока-ранняя за посягательство на частную собственность. Четкое выполнение законов считалось непременным элементом демократии.
В общественной присяге молодого афинянина говорилось: «И я буду слушаться власть …, и подчиняться установленным за-конами … и если кто-нибудь будет отменять законы или не подчиняться им, я не допущу этого, но буду защищать их один или вместе со всеми» .
«Когда Драконта спросили, — пишет Плутарх, — почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как ка-жуть, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуга-вуют этого наказания, а для тяжелых он не нашел большего . »
В начале VI в. до н.э. в Афинах Солоном была проведена большая законодательная работа: Законы Драконта были отменены за исключением некоторых постановлений об убийстве. В V — IV вв. до н.э. законы становятся главным источником права.
Имущественные отношения. Афинское право не знало четкой разницы между вещами, но правовой статус недвижимости имел свои особенности. Был известен также деление имущества на видимое и не-видимое. К первому относились земля, рабы, скот, к друго-го — деньги, драгоценности. Среди прав известны были владение и собственность.
Обязательства возникали из договоров или деликтов. Договоры в большинстве заключались в письменной форме, хотя никакой обязательной формы не существовало. До реформы Солона неисполнение договорных обязательств влекло за собой личную ответственность должника. После реформы средством обеспечения договорных обязательств остаются задаток, залог, поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: ку-пивли-продажи, найма, займа, подряда, хранения, общества, к-ручення, комиссии.
Обязательства по деликтов возникают в случае причинения имуществу любого вреда.
Брачно-семейное право. Вступление в брак в Афинах считался обязательным. Но если гражданин не вступал в брак, то это не вызывало наказания. Брак рассматривался как разновидность договора купли-продажи, а невеста — как объект сделки.
Развод для мужчин было свободным, но для женщин это было сложное дело. Женщина занимала в семье зависимое положение. Вообще, в Афинах женщины не имели ни политических, ни гражданских прав.
Родительская власть сначала была очень широкой, но со временем слабеет.
Наследственное право. Наследование осуществлялось по закону и завещанию. Наследниками по закону в первую очередь сыновья, но когда сыновей не было, то наследовали дочери. Наследование по завещанию начинается с Солона. Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.
Уголовное право. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, личности, собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления, известно было понятие самообороны, проводилась разница между подстрекателей и ис-дами преступления.
Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье. Наказание для рабов и свободных было различным.
Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. Интересы несовершеннолетних и женщин представлял глава семьи, метека — его простат рабы в суде отвечал его хозяин.
Судебное разбирательство делился на стадии: предварительного расследования, судебного разбирательства и вынесения решения или приговора. Участникам процесса предоставлялась возможность высказать свое мнение относительно меры наказания. Женщин и несовершеннолетних в качестве свидетелей не привлекали, рабов при допросах пытали.
Во время предварительного следствия показания потерпевшего, обвиняемого, свидетелей, а также вещественные доказательства запечатывались в специальный сосуд и в таком виде направлялись в суд.
Решение принималось тайным голосованием большинством голосов. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция в гелиэю. Решение гелиэя были окончательными и обжалованию не подлежали.
Правоспособность афинских громадянЗгидно нормам афинского права, правоспособными и дееспособными считались вильниособы мужского пола, достигшие совершеннолетия, являющиеся гражданами Афин и не имеют ограниченное в гражданских правах. Порогом совершеннолетия считался 18-летний возраст, до наступления которого человек находился под опекой Кириос — лица, щоздийснювала содержание, надзор и принятие решений этого человека; Кириос мог быть кривний отец, или лицо, его заменяющее. К 18-летию люднавважалася недееспособным, ответственность за нее (в том числе в случаях, когда на несовершеннолетнего подавались жалобы в суд) полностью возлагалась на Кириос, который также выступал как юридическая представитель лица.
В отличие от мужчин, женщины всю жизнь были под опекой Кириос — отца (или совершеннолетнего брата или его опекуна — в случае отсутствия отца), мужчины (после бракосочетания) или совершеннолетнего сына (в случае вдовства).
Дееспособность женщин была ограничена: составление женщиной имущественных угодрегламентувалося определенной суммой, при превышении которой для составления угодипотрибний было разрешение Кириос; наследования женщиной отцовского имущества после его смерти можно было только в случае отсутствия родителей, но и тогда право собственности на это имущество получила не женщина, а только ее сын.
Также ограничивалась правоспособность и дееспособность метекив.Рабы, конечно, если не воспринимались как представители человеческого рода, то и не
имели никаких прав.
2 Право собственности
В начале становления Афинского государства, когда еще в значительной степени зберигаласяродова собственность, практически не было частной собственности. В период расцвета государства, в V-VI вв. до н.э. благодаря проведенным реформам, она уже получила должного развития, но в те времена еще не сложились представления о абсолютные права собственника; даже не было специальных терминов, обозначали бы права собственности, или же понятие собственности. Термин «оусиа» означал совокупность вещей, имущество как целое, блага, которыми обладал владелец, но не право собственности.
Частную влснисть рассматривали как совокупность имущества и благ, предоставленных государством.
Недаром каждый архонт, встав на должность, объявлял, что сохраняет за каждым гражданином имущество, которым он владеет. Откликаемости бывших общинных порядков был термин «клерос», которым характеризувалися земельные владения. Он означает «жребий» и напоминает те времена, когда землю в общине предоставляли по жребию. К тому же, частные владельцы были обложены в пользу государства и общества значительными повинностями, что, конечно же, ограничивало права частной собственности. В пользу этого утверждения свидетельствуют довольно частые отчуждения государством по чрезвычайным обстоятельствам у граждан имущества или его части.
Также в афинском праве не было Разграничение между понятиями и сути собственности и владения. Зато было разделение вещей, в частности на движимые и недвижимые. Индивидуальная собственность на движимые вещи с ¢ появилась значительно раньше. Владельцем движимых вещей мог быть как гражданин Афин, так и метек. Владельцем неподвижных — только афинский гражданин, а метек — только после получения специального разрешения. В Афинах гражданин мог приобрести недвижимость без любых ограничений в пределах своего дема (земли, здания). Если же приобретенная собственность находилась в другом деми, тосплачувалы определенный налог администрации этого дема. Приобрести собственность можно было первичным (когда ранее вещь никому не принадлежала) или производным (покупка, дарение обмен, наследование) средствами. При производных средствах обе стороны действовали на основании публичного соглашения, которая приобретала трех форм: либо заключалась в присутствии представителя правительства и свидетелей, или публичного объявления или регистрации факта приобретения вещи в специальных реестрах.
Право собственности охранялось несколькими исками. Одним из них был иск собственника к обладателю имущества (например, арендатор) об уплате оговоренной цены за аренду или взыскания доходов н пользования имуществом. Еще одним видом иска, более сложным, был иск о собственности. Возможно, это были стадии одной процедуры: если первого иска было недостаточно для защиты права собственности, подавался второй иск. Для первого достаточно было показаний свидетелей, присутствовавших при составлении соглашения, или показать письменное соглашение. Доказательства для второго были сложными. Владелец имущества мог также пред ¢ представить специальный иск нарушения владения его имуществом со стороны других лиц. Сторона, проигравшая дело, платила щтраф в пользу государства за судебные издержки.
3 Обязательственное право
В афинском праве существовали два вида зобов ¢ язань — свободные (возникали на основании договора или соглашения) и принудительные (возникали на основании правонарушения).
Договаривающиеся зобов ¢ Обязательства. По срокам Аристотеля, договор — это ииспециальний закон, пов ¢ связывает лица между собой. Число договоров не ограничивалось. Любое соглашение между сторонами (кроме преступной) могла стать основой договора. Сначала не было никакого регламету заключения договоров, достаточно было заручиться соглашениями сторон. Особенно это касалось простых договоров например, купли-продажи. Однако позже, с развитием правовых отношений, для облегчения доказательства существования факта договора, начали составлять письменную форму договора, которую подписывали обе стороны. С ¢ явился и институт свидетелей.
Наконец, договор можно было составить в присутствии представителя правительства, записать его в специальный реестр. До реформы Солона неисполнение договорных зобов ¢ язань влекло за собой личную ответственность должника, которому угрожало долговое рабство. Реформы Солона отменили личную ответственность и установили только имущественную. С ¢ явились и способы обеспечения исполнения обязанностей — задаток, залог, поручительство.
Задатком именовалась определенная сумма, которую выплачивала одна из сторон другой при заключении договороу или вскоре после заключения в счет будущих платежей и в подтверждение заключенного договора. Если сторона, которая давала задаток, невиконувала зобов ¢ Обязательства, она его теряла; если же виновной в невыполнении соглашения была сторона, получившая задаток, она выплачивала потерпят стороне удвоенную сумму задатка.
Залог — это также гарант выполнения договорных зобов ¢ язань, но в виде движимого или недвижимого имущества, которое давал кредитору должник. Движимые вещи передавали на хранение кредитору до уплаты долга должником; если такая вещь приносила прибыли, кредитор мог присваивать их себе в качестве процентов н одолженное; в случае несвоевременной уплаты долга кредитор мог продать залог в компенсацию за одолженное, а остальные вернуть боржинкови.
Недвижимые вещи (земля, здания) могли оставаться во владении должника, или их передавали во владение кредитора, который имел право пользования ими, даже сдавать в аренду и получать за это арендную полатню. Но в основном недвижимость оставалась во владении должника, который не мог продать, подарить или повредить это имущество. Если должник не платил долг, неподвижная залог переходила в собственность кредитора, который мог продать ее и компенсировать заимствовано. Такая форма залога называлась ипотекой. Сущность поручительства заключалась в том, что третья сторона в письменной сделке брала на себя ответственность за своевременную уплату кредита должником. В случае невыполнения зобов ¢ Обязательства кредитор мог обратиться с иском к поручику, который в зависимости от условий договора должен компенсировать долг.
Отдельные договоры. Купля-продажа. Этот договор заключали в виде простой неформального соглашения сторон. Предметом купли-продажи могли быть движимые и недвижимые предметы, рабы. Без разрешения владельца договор на продажу чужих вещей был недействительным, за виняткром конфискованного имущества. Заключение договора переводило вещь в собственность покупателя непосредственно и быстро. Но для этого необходимо было оплатить заранее оговоренную оплату; в случае неуплаты или неполной уплаты этой суммы вещь оставалась в собственности продавца до полной оплаты покупателем, который также отвечал за возможную гибель предмета договора, независимо от перехода на него права собственности.
В зависимости от условий договора покупатель мог оплатить единовременно полную сумму стоимости Ричи, или выплачивать ее частями. Продавец брал на себя зобов ¢ Обязательства передать вещь со всеми ее принадлежностями покупателю и гарантировать, что никакие третьи лица не изымут ее. Особенно это касалось недвижимого имущества.
Кроме того, на случай продажи недвижимости стороны должны были обратиться к правительству с сообщениями о намерениях, а ряд имел выяснить путем публичного объявления или никакая третья сторона не имеет претензий на предмет купли-продажи или продавец этого имущества.
Неизвестно, существовала ответственность продавца за скрытые недостатки вещи, но был закон, устанавливающий ответственность за продажу больного раба и позволял покупателю в такомсу случае расторгнуть договор.
Также имел распространение договор займа, заключаемого в письменной или устной форме в пристуности свидетелей. Для укладки женщиной этого соглашения обязательно ¢ язковим было разрешение ее Кириос. Предметами такого договора были, как правило, вещи, определенные родовыми признаками — весом, количеством, мерой (деньги, зерно, вино). В большинстве случаев этот договор предусматривал выплату должником процентов.
В античной Греции было развито ростовщичество, им занимались как специальные банкира, трапезиты, так и храмы. Нормальным считалось взыскание 12-18% годовых, но бывали взыскания и 25, и до 30%. Если проценты уплачивались несвоевременно, происходило начисление процентов на проценты.
Практиковалась также и беспроцентная ссуда — у друзей, для оплаты штрафа, выкупа из плена и т.д., — которую тоже имелось вернуть полностью или частями, а в случае невозврата долга кредитор имел право на судебный иск.
Взятое взаймы должник должен был вернуть в указанный в договоре срок.
При просрочке уплаты долга кредитор мог обратиться в суд с иском к должнику, или же, если имело место поручительство, — поручителю должника. Кроме того, если в договоре было указано, что кредитор мог самостоятельно удовлетворить свои претензии за счет имущества должника, то он делал это самостоятельно, без судебного заседания.
Договор найма. Его предметом было наем подвижных (в частности, рабов) и неподвижных предметов, и наем услуг.
Вещи нанимали разные — рабов, скот, здания, земли, судна, колесницы, мастерские, предприятия вместе с рабами (в качестве инвентарного принадлежности) и др. Очень распространенным буг договор найма метеками домов, поскольку иностранцы не имели общественного права на покупку недвижимости на территории Афин.
Договор состоял в письменной форме и подписывался обеими сторонами и свидетелями.
На условиях договора, наймодатель зобов ¢ связывался предоставить на время пользования нанимателя какую вещь, которая должна быть качественной, гарантированной от всяких претензий со стороны третьих лиц. Наймодатель не мог продать эту вещь до истечения срока действия договора о найме, часто предполагалось в тексте договора.
Основным зобов ¢ язанням должника было своевременная оплата оговоренной суммы, которая, например, за недвижимость составляла 7-8,5% годовых от стоимости предмета договора.
При несвоевременной уплате арендной платы владелец имел право обратиться в суд, или же принять меры по удалению недобросовестных нанимателей.
Наниматель был обязан относиться к наемному вещи, как хороший хозяин, а пися окончания срока аренды — вернуть вещь владельцу в том же состоянии, в котором ее получил.
Стороны сами устанавливали срок действия договора, можно было бессрочное наем, а также — передача наемного имущества по наследству.
О личной наем, договоры такого рода не были распространены, поскольку в основном в Афинский государстве использовался труд рабов, а не наемных работников. Однако в сельском хозяйстве, в домашнем хозяйстве, для выполнения разноплановых услуг, особенно квалифицированных, использовались договоры личного найма. Наемные рабочие сооружали общественные здания, храмы, суда. Наниматель должен был обеспечивать наемного работой и оплатить его труд (поэтапно или после полного ее выполнения, в зависимости от условий договора), а наемный — добросовестно и качественно выполнить работу. Для защиты своих интересов обе стороны могли обратиться в суд.
Договор подряда. Он отличался от договора найма тем, что в нем в качестве посредницей суб ¢ объекта выступало лицо или группа людей (подрядчик), которая составляла соглашение выполненных общественных работ, но непосредственно выполняла эту работу не она, а наемный ию лицо или группа людей, которую подрядчик обеспечивал необходимыми средствами для выполнения работы, оплатой за проведенную работу, и нес полную ответственность за качество и своевременность выполненной Этими наемными рабочими работы.
Договор хранения вещей (кладь). Этот договор предусматривал бесплатное хранение одним лицом вещей другому лицу без права пользования этими вещами. Лицо, сохраняла вещи, обязательства ¢ связывалась вернуть их владельцу по первому требованию, а в случае отказа хранителя вернуть вещи владелец имел право решить этот вопрос в судебном порядке. В свою очередь, если при хранении вещей хранитель зизнав с цьогьо поводу убытков, он имел право на возмещение этих убытков.
Разновидность этого договора был договор на хранение трапезитами денег, который, согласно норм современного права, ближе к договору займа, поскольку во время действия договора о хранении трапезитов мог користуватия деньгами вкладчика, возвращая ему по требованию сумму, но в афинском праве он считался договор хранения. От такого договора вкладчик получал определенный процент, по его указаниям трапезитов выплачивал деньги кредитору правителей, исчезал риск вкладчика быть ограбленным.
Договор товарищества. В Афинах существовали различные об ¢ единение граждан, свобода создания которых была признана реформами Солона. Граждане объединялись на основании письменного договора общества, предусматривал создание общего имущественного фонда, который создавали члены общества путем взносов, в соответствии с размером которых они делили прибыли, несли между собой ответственность за убытки, вызванные недобросовестным ведением дел.
Общества пользовались правом приобретать через своих представителей движимое и недвижимое имущество и розпоряджуватися ним.
Афинское право знало и другие договоры, например, когда какую вещь передавали в безвозмездное пользование, договор поручения.
Зобов ¢ Обязательства из правонарушений (деликтов). В афинском праве неразрешенные действия, которые наносили вред личности или имуществу граждан, иногда тянули за собой не уголовные наказания, а штрафы на Кристи пострадавших. Эти штрафы нередко были довольно большими, иногда превышали по размерам вред, причиненный деликтом. Итак, наказание виновного, которое происходило по инициативе и в интересах потерпевшего, было ощутимым.
Лицо, имуществу которой неправомерными действиями другого лица причинен вред, имела основание для предоставления специального иска. Иск этот подавали и тогда, когда по вине якойсь лица удалось прибыльное дело, или лицо, которому поручили ведения якойсь дела, своими действиями привела к убыткам поручив лицо.
За вред, причиненный чужому имуществу несовершеннолетними, отвечал их Кириос, а рабом — его хозяин, причем хозяин мог избежать ответственности отдав работе пострадавшему.
Вред, причиненный лицу, была основанием для других исков и жалоб; но в этом случае уже шла вещь скорее о злосины против личности и общества, чем о имущественные интересы.
4 Брачно-семейное право.
Вступление в брак в Афинский государстве был обязательно ¢ язковим, потому что безбрачие, хотя и не наказывалась по закону, но считалась несчастьем, поскольку прерывался род; в некоторых случаях безбрачие препятствовала занять какую государственную должность.
Законным считался брак, заключенный только между гражданами Афин, смешанные браки с негражданами или чужеземцами осуждались. Брачный возраст для мужчин начинался с совершеннолетия, т.е. с 18 лет, для женщин — с 14.
В ранние времена развития Афинского государства брак заключали договором между женихом и отцом невесты о покупке девушки. В более поздние времена тоже сохранялась договорная форма заключения брака, причем договаривались только Кириос с женихом, желание невесты не учитывалось. Обязательным была плата за
невесту и присутствие свидетелей. В процессе заключения сделки согласовывался размер приданого невесты. На основании этого соглашения она переходила от опеки отца под опеку мужа, который с момента заключения брака становился ее Кириос.
Дополнением была торжественная брачная процедура, совмещенная с различными церемониями.
Также существовала другая форма заключения брака, которая имела место в случаях, когда выходила замуж наследница, или женился усыновлен; в этих случаях брак оформлялся в суде или в присутствии чиновников.
Девушка-наследница, если у отца не было сыновей, должна была выйти замуж за ближайшего кровного родственника, чтобы унаследованное ею имущество не попало к чужому роду.
Препятствием к заключению брака была близькокривна родство (по восходящей и нисходящей линиям, между родными братом и сестрой), но если брат и сестра были единокровнимы, то есть имели общего отца, но разных матерей, брак допускался.
Афинская семь ¢ я была моногамной, причем женщина занимала второстепенное положение. Мужчина мог иметь половые отношения с рабынями, с гетерами, но правовых последствий это не имело. Жена полностью подчинялась воле мужа, жила в отдельной части дома, куда не допускались другие мужчины, выходила из дома только в сопровождении.
Прекращение брака наступало в зв ¢ связи со смертью одного из супругов, вследствие лишения гражданских прав или через развод.
Развод не имел процедурной формы: человек в любой момент мог вернуть жену родителям или Кириос, но поворачивая и приданое; в том случае, если развод произошло через недостойное поведение жены, приданое человек оставлял себе. Он также мог простить в этом случае жену, но ему грозило лишение гражданских прав. Жена, желая развода, должна была обратиться с письменной жалобой в архонта, который решал это дело. Мужчина также мог выдать свою жену замуж за другого мужчину, но только с его согласия. Даже в браке жена находилась под властью не только мужчины, но и отца или Кириос.
Имущественные отношения в браке. Муж имел право на управление приданым жены, но владелицей его оставалась женщина. Оно переходило по наследству к детям; для обеспечения его сохранности устанавливали залог имуществом мужа. Если у супругов не было детей, приданое после смерти женщины возвращалось к родителям или его наследников. Предметами личного потребления женщина имела право розпоряджуватися сама.
Дети. В течение первых п ¢ пяти дней после рождения ребенка отец решал, это действительно его ребенок, и только после признания ребенок входил в состав семь ¢ й. До реформы Солона было право отца отдавать своих детей в рабство за долги или продать. Солон ликвидировал это право, но признал право отца виигнаты ребенка с сим ¢ й за недостаточное уважение, публично отречься от нее (ребенок исключалась из списка рода и лишалась права наследования); отец мог отдать ребенка на воспитание в другую семь ¢ й, мог назначить опекуна на случай своей смерти, выбирал для дочери мужа и так далее.
Даже взрослые дети, которые уже имели собственные семьи, имели слушаться родителей, содержать их в случае необходимости, а за невыполнение этих правил дети могли быть привлечены к ответственности.
Известным было усыновление (удочерение), на которое имели право полноправные дееспособные граждане, были бездетными или имели только дочерей. Усыновлять можно было при жизни или в завещании. Если у усыновителей потом рождался сын, усыновление оставалось действительным и усыновленный имел равные права с родными детьми. Не имел право на усыновление тот гражданин, который сам был усыновленным. Усыновление могло быть расторгнут только по взаимному согласию обеих сторон; усыновленный мог разорвать эти отношения и в одностороннем порядке, но в таком случае он должен был оставить усыновителей своего сына.
Распространена была и опека над несовершеннолетними, женщинами и душевнобольными путем записи в завещании или правительственно (государством). Опекун должен был содержать подопечного, обеспечить обучение и получение профессии, защищать его интересы, управлять его имуществом. За невыполнение или недобросовестное выполнение обязанности связей опекун нес ответственность. Привлечь к такой ответственности могли семья подопечного или архонт.
Опека заканчивалась с достижением подопечного 18-летнего возраста (для мужчины), а для девушки — с женитьбой. Опекун отчитывался о своей деятельности. В течение пяти лет после прекращения опеки подопечный вправе обжаловать дих опекуна.
5 Наследственное право
На ранних этапах развития афинское право знало только наследование по закону. Реформы Солона установили так же наследования по завещанию.
Наследниками первого порядка считались сыновья умершего. При наличии сыновей дочки не наследовали, однако, выходя замуж имели право получить приданое от братьев. Между сыновьями спадзина делилась поровну. Сыновья не могли отказаться от наследства. Если сын умер до получения наследства, то его часть наследовали его сыновья, а при их отсутствии — дочери. Внебрачные дети не имели права наследования; по закону с отцовского имущества они получали не более одной тысячи драхм.
Если умерший был бездетным, его наследниками становились ближайшие родственники: в первую очередь — братья и племянники (при их отсутствии — сестры и племянницы), во вторую очередь — дяди, двоюродные братья и их дети. В каждой призванной к наследованию категории кровные родственники более близкой линии исключали родственников дальнейшей линии.
Наследование по завещанию предусматривало следующие условия: завещатель должен был быть дееспособным и правоспособным, в здравом уме, не составлять завещания от физическим или психическим Ускорен. Завещать имущество мог только тот гражданин, который не имел сыновей. Не имели права завещать несовершеннолетние, усыновлены, женщины, лица, занимавшие государственные должности, пов ¢ связанные с материальными средствами (до утверждения их служебных отчетов). Если наследодатель имел дочь, он мог завещать постороннему лицу при условии заключения брака с дочерью, или одной из дочерей, а другим тогда надо было выдать приданое.
Завещание заключали письменно или устно, в присутствии свидетелей, и передавали на хранение доверенному лицу или правительству. Завещатель мог в любой момент отозвать свое завещание.
6 Уголовное право
Преступлением в праве античной Греции в течение долгого времени считали только такое действие, вызвавшее какие-либо негативные последствия. Во внимание не принимали характер свободы правонарушителя (преступление совершено по желанию или по неосторожности), покушение на преступление (когда преступления не случалось по независящим от воли преступника причинам) и так далее. В законах Драконта уже различались понятия умышленного и неумышленного убийств. Однако и дальше в вопросах о преступлениях и наказаниях сохранялось немало пережитков первобытнообщинного строя, что проявлялось прежде всего в том, что инициатива в возбуждении уголовного дела, в наказании преступника принадлежала потерпевшему или его родственникам, а не органам государства. Считалась нормальной договоренность родственников убитого с убийцей о материальной компенсации за преступление. Иск, нарушен родственниками, носил частный, а не публичный характер. Допускался и самосуд: преступника, которого заставали на месте совершения преступления, потерпевшие имели право убить. Государство выступало инициатором возбуждения уголовного дела и вынесении приговора только при совершении таких преступлений, как государственная измена, побег к врагу, издания государственной тайны, уклонение от военной службы. Эти преступления считали нарушениями интересов всего общества.
Таким образом, возникли два процесса — частное обвинение и публичное. Причем к частному обвинения относили достаточно серьезные правонарушения — убийство, изнасилование, ограбление и др .; в этом процессе виновный возмещал потерпевшей стороне материальным способом, а в публичном — нос наказание вплоть до смертной казни включительно. Потерпевшей стороне давали право выбирать между обоими видами процесса.
Есть сведения, когда с жалобой против правонарушителя выступала не только потрепила сторона, но и любой гражданин Афин. Впоследствии, в V-IV вв. до н.э. уголовное право Афинского государства значительно развилось.
Различали следующие виды преступлений:
· Антигосударственные — измена (к понятию которой вносили переход на сторону врага, издания государственной или военной тайны, сдача в плен врагу, сдача врагу города, поездка в неприятельскую землю без разрешения правительства, поселение в чужой земле, попытки изменить существующую политическую власть, препятствования демократии и др.); наказание за измену — смертная казнь с конфискацией имущества и выдворение тела преступника за пределы государства, попытки свергнуть существующий строй — лишение гражданских прав преступника и членов его семьи; иакож антигосударственными преступлениями считалось одурачивания народа (фальшивые обещания, ложные информации) и подделка денег;
· Преступления против порядка управвлиння — растраты государственных средств (наказание — компенсация суммы в десятикратном размере), злоупотребление властью, недобросовестное выполнение дипломатической миссии;
· Преступления против религии — богохульство, неверие в существование богов, невыполнение обрядов; поскольку религия носила государственный характер. За эти преступления карались смертью или изгнанием с конфискацией имущества;
· Преступления против личности — убийство, квалифицированным видом которого было ранение при попытке кого убить, увечье, ранение, то есть преступления против жизни и здоровья ¢ человека; сюда же относили и поджог;
· Преступления против чести — словесные и действенные образы; если действующее образа презренный отвечал словесно или действием, наказывали только инициатора;
· Преступления против морали — супружеская измена; любовника, пойманного на месте преступления, можно было убить, не пойман, но виновному грозило бесчестие; с неверной женой мужчина расставался, а если он ей прощал, ему грозило лишение гражданских прав; неверной жене даже после развода было запрещено с ¢ являться на праздники, зрелища, в храмы; к этой же категории относилось растление малолетних, за которое наказывали смертью или лишали гражданских прав;
· Преступления против имущества — кража (явная или скрытая), которая наказывалась возвращением вором похищенного и штрафом в пидвоеному размере от авртости похищенного, повреждение чужую имущества, совершение убытков и тому подобное.
Наказания. Одним из самых суровых наказаний за совершенные преступления булла смертная казнь. Сначала виновных сбрасывали в пропасть, позже применяли яд, который предлагали преступнику принять самому, иногда предлагали на выбор меч или шнурок. Разбойников, воров и рабов, как правило, вешали, забросали камнями или распинали на крестах.
Еще одним видом наказания была продажа в рабство, которым наказывали разбойников и грабителей, метеков или вольноотпущенников. Оно не применялось к афинских граждан.
Известны и телесные наказания; строгим из них было членовредительство (отрубания рук и ног, кастрация), которое применялось только к рабам и чужаков, но очень редко; чаще применялось избиение плетьми (относительно рабов).
Распространены были наказание в виде штрафов и конфискации имущества — как основной, так и ополнительную наказания.
Увы заключения как самостоятельное наказание не применяли, в в ¢ тюрьмы держали преступника только в суд, или, если это бли государственные должники, — до уплаты долга.
Достаточно широко применяли лишения гражданских или полтичних прав — атимии, которая иногда сопровождалась конфискацией имущества. При полном лишены прав осужденный не мог занимать никаких общественных или государственных должностей, участвовать в народном собрании, посещать храмы, театры, зрелища и праздники, думал права обращаться в суд.
Еще одним видом наказания было временное (при применении остракизму) или пожизненное изгнание. Если осужденный к пожизненному изгнанию медлил с выездом или возвращался в Афины без разрешения, он наказывался смертью; также смертную казнь применяли к тому гражданина, чем-помогал изгнаннику.
7 Процесс
Подавать жалобы, возбуждать судебные дела могли только афинские граждане мужского пола. Женщин это делали их Кириос, рабами — их хозяева. В афинскому праве различали два вида судебных дел и соответственно два процесса.
Процесс частный нарушали по заявлению потерпевшей стороны или его законного представителя; процесс публичный — по инициативе государственных органов или по заявлению полноправного гражданина, независимо от того, были нарушены его личные интересы, или нет. Частный процесс мог быть прекращен в любой момент, процесс публичный надо было довести до конца дела, в противном случае налагався значительный штраф. Никаких материальных выгод при выигрыше дела инициатор не имел, а в случае решения суда не в его пользу платил штраф. Инициаторы частного процесса платили судебную пошлину, а инициаторы публичного процесса были от него освобождены. Иногда, однако, инициатор публичногопроцесу мог получить некоторую выгоду, если об этом касался нарушения финансовых интересов государства с поку якойсь лица; в случае выигрыша судебного процесса инициатор процесса получил долю от штрафа или конфискованного имущества потерпевшего, в зависимости от приговора суда. Такой порядок приводил появление особой группы людей, профессиональных доносчиков; однако их действия могли тоже оспариваться в суде другими гражданами.
Вызов обвиняемого делала потерпевшая сторона, публично сообщая ему о времени и месте судебного заседания; отсутствие обвиняемого не останавливала процесса, т.е. слушание дела проходило без него.
Слоужбова лицо или орган, в который подавали жалобу, изучали обстоятельства дела и давали обвиняемому возможность подать доказательство по его оправдания.
Доказательствами считались собственное признание, документы, показания свидетелей, кроме женщин, детей и рабов (признавались показания рабов только в том случае, когда они давались под пытками), присягу сторон.
После окончания предварительного следствия все принять доказательства (устные заносились в письменных протоколов) запечатывали в специальные сосуды; новые доказательства уже не принимались. После этого назначали день суда. На суде выступали стороны, которым предоставлялся одинаковое время для представления материалов дела.
Судебное заседание заканчивалось тайным голосованием судей без предварительной Арад; при равенстве голосов подсудимого считали оправданным. Поскольку не зьусих дел законами предусматривалось конкретное наказание, голосовали также относительно формы наказания. Свои предложения к этому вопросу могли также вносить как потерпевший, так и осужден.
Судебные решения и приговоры можно было обжаловать, подав жалобу в геле, чье решение было окончательным и безапелляционным. Исполнение приговора (смертная казнь или телесные наказания) принадлежало к выполнению определенной содовом органу — коллегии одиннадцати. Приговорен к штрафу в пользу государства становился ее должником и, если в указанный срок не гасил долг, от пидлягяв увы с заключением до уплаты долга; За несколько время сумма долга удваивалась. В частных делах должнику тоже давали определенное время для уплаты; при его опрушенни истец имел право захватить имущество должника в качестве компенсации, а в случае совершения должником сопротивления — подать еще один иск, в результате которого должник платил еще и государственный штраф в размере суммы иска.