Введение.

За всю свою жизнь люди стремились познать Бога , узнать больше понятий о Нем . В данной курсовой работе мы будем рассматривать такие известные нам понятия: существенные свойства Божии и их разделение , онтологические свойства естества Божия: самобытность , неизменность , вечность , везде присутствие , Священное Писание Ветхого и Нового Завета о духовности Существа Божия , антропоморфизм и антропатичнисть естества Божия , свойства естества Божьего как Духа , ум Божий и его свойства , всезнание Боже, Боже предвидения и согласования со свободой человеческих действий , премудрость Божию , воля Божья и ее свойства , свободу воли Божией , святость воли Божией , происхождение зла , всемогущество воли Божией , правду Божию , правосудие Божие и такое явление , что праведники бедствуют, а грешники благоденствуют , чувства Божия и Его свойства , всеблаженство Боже , благость и любовь Божью к живым существам , любовь и благость правосудия , единство естества Божия , и о единстве Бога .

Цель и задачи заключаются в том , чтобы блище познать Бога и на почве исследования специфики основных религиозных толкований идеи Свойств Бога , раскрыть истинные свойства , ключевые положения и выводы сформулированы на основе произведений таких известных философов , физиков , математиков и богословов , как : Архиеп . Василий ( Кривошеий ) , архим . Юстин ( Попович ) , архим . Киприан ( Керн ) , Блаженный Августин , Булгаков С.В. , Глаголев С. , Лопухин А.П. , Лосский В. , Прот. Ливерий Воронов , Проф . прот. Ф.О.Голубицкий , Сарычев В.Д. , Макарий , архиеп . Харьковский , Малиновский Н. , Рассказовский С.П. , Прот. Василий Вепрук .

Раздел I О Сущность Божия .

1.1 . Содержание учения о Евство Божие.

Бог во внутреннем естестве Своем не может быть достигнутом никаким ограниченным умом. Познанным в сущности Божию тот Его сторону , которым Он проявляет Себя в мире , отражая здесь в конечных формах бесконечные свойства Своего естества. Учение о свойствах существа Божия собственно и составляет содержание учения о сущности Бог .

Свойствами естества Божьего , иначе существенными свойствами Божиими , называются такие свойства , которые принадлежат самому естеству Божию и отличают Его от всех других существ , и эти свойства общие для всех Лиц Пресвятой Троицы как имеющих единую сущность . Принадлежность этих свойств всем сразу Лицам Пресвятой Троицы отличает их от свойств отдельных Лиц Божиих ( или личных , принадлежащих каждой Лицу Божества отдельно ) и тех, которые отличают их между собой. Содержание учения о сущности Бог составляет мнение о совместных свойства всех Лиц Пресвятой Троицы.

Бог — существо самая и по свидетельству общечеловеческой религиозного сознания , и по свидетельству Откровения. Совершенном естеству принадлежит также совершенное бытие , то есть такое, которое свободно от недостатков и ограничений , свойственных бытию менее совершенном , ограниченном . Совершенное же » Бытие » может быть мыслимо не иначе , как духовное , обладающее самосознанием и свободой ; бытия материальное , лишенное сознания и свободы , ниже , менее совершенное , чем бытие духовное. Безграничная , или бесконечная полнота бытия и духовность — общие и основные признаки в понятии о Боге.

Свойства Бога , относящихся к совершенств Его бытие , вообще, как правило , называют онтологическими свойствами Божьими , а свойства Бога , как совершенного Духа — духовными .

1.2 . Бог — » Сущий » . Свойства Существа Божия как совершенного Бытия.

Бог обладает полнотой совершенного бытия. Это прямо и необходимо предполагает идея крупнейшей совершенства Божией властно требует представлять Бога имеющим действительное реальное бытие , совершеннее небытия или бытия в возможности в одном только представлении , и причем , это бытие — совершенное . Откровение особенно отчетливо указывает на полноту совершенного бытия в Боге в наименовании Его именем Сущий : » Я есмь Сущий » . И говорит : » Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам » ( Исх. С , 14). » Этим именем объясняется полное бытие , не начиналось и никогда не прекратится » (Св. Григорий Богослов ) , «является как бы некоторое море сущности , неопределенное и бесконечное , простирающееся за пределы всякого представления о времени и сущность » ( Сл. 38 , и 45).

Бог , как » Бытие » совершенное , свободный от недостатков и ограничений , свойственных бытию, имеет конец . Все существа и предметы видимого мира ограничены , как началом и причиной своего бытия , так и условиями своего существования , которые не являются самобытными и подвержены постоянным видоизменений ; все они зависимы от условий пространства и времени. Бог , самый по Своему бытием , свободное от всех этих ограничений , — Сущность самобытное , ни от кого и ни от чего не зависящее по Своему бытием , а потому независимое от случайных изменений ( или постоянное ) , а вместе независимое от всех условий времени и пространства. Признаки естества Божия , как совершенного бытия : 1) самобытность 2 ) неизменность 3) вечность 4) невимирнисть и 5) всюдиприсутнисть .

1 . Самобытность — это такое свойство , которое означает , что Бог не происходит ни от чего другого и не зависит ни от какого бытия в Своем бытии , но притом и необходимые условия Своего бытия имеет в Себе Самом . Для человеческого разума это свойство оказывается настолько необходимой, что без нее он не может и мыслить Бога . Бог , зависящий от другого бытия , не является Бог .

» Я есмь Сущий » . Так Сам Бог определяет Себя как существо самобытное , возвещая Моисею Свое имя при кочках. Объяснением этих слов в Новом Завете служат слова : «Я есмь Альфа и Омега , начало и конец , говорит Господь , Который есть и был и идет , Вседержитель» ( Откр. 1 , 8).

Особенно прямо и сильно выражается мнение о самобытности Божию в словах Спасителя: » Как Отец имеет жизнь в Самом Себе , так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе » ( Ин. 5 , 26). Через пророка Исайю Он говорит : «Это Я. прежде Меня не было Бога , и после Меня не будет Моим » ( Ис. 43 , 10).

2 . Неизменность. Неизменность Бога — это такое свойство , согласно которой Он всегда находится один и тот же и в сущности Своему , и в Своих силах и совершенствах , и в Своих определениях , не завися от каких-либо изменений или случайных переходов из одного состояния ( лучшего или хуже ) в другой ( лучше или хуже ) . Это свойство безраздельно соединенная в Боге со свойством Его самобытности и необходимости , которую Он предполагает .

Таким Откровения и изображает Бога . Сам Он о Себе говорит :

«Я Господь Бог ваш , и не изменюсь » ( Рис. , 6) . Священные писатели утверждают , что » у Отца миров, в Которого нет изменения и ни тени » ( Иак. 1 , 17 ; Евр . 6 , 16-17 ) . Они отрицают в Нем изменчивость , замеченную в природе . «Когда землю Ты , и небеса — дело рук Твоих , позникають но Ты будешь стоять … и все они как одежда погибнут , Ты изменишь , как одежду , и изменятся … Ты тот же, и лета Твои не закончатся «( Пс. 101 , 26-28 ) .

Свойство неизменности Божьей вызывает некоторые трудности , требующие объяснения :

а ) Как согласовать с неизменностью Бога рождения в Нем Сына и восхождение Духа Святого ? Ответ на это дает св . Иоанн Дамаскин ( Виклад. Веры , 1 кн . , 8 гл.) . Бог Отец , рождая из собственного естества вроде Себя естество , рождает в середине свое естества , а не снаружи , Самим Собою , не нуждаясь ни в чьей помощи , рождает вечно , бесконечно и непрестанно , так , что Сын всегда был с Отцом и в Отце , и потому рождает без ущерба Своей неизменности . Тогда только Он подвергся изменению , если бы во времени рождал Сына сделавшись Отцом потом , и не был Им накануне , если бы рожал не один по Себе , а при содействии извне , и если бы происходило отделение естества Сына от существа Отца . подобное

рассуждения приемлемое и применительно к сошествия Святого Духа. В сущности самобытном и вечном это рождение и сведения является самобытным и вечным , а поэтому ни в коем случае они не могут служить в Нем признаками Его сменности .

б) Как согласовать с неизменностью Божьей воплощения Бога Слова в лице Иисуса Христа ? Ответ на это чудо содержится в учении Церкви о том , что два естества в Иисусе Христе , в единой ипостаси , соединились не только безраздельно и неразлучно , но и неслиянно и неизменно или неоспоримо ( вировиклад IV Всел . Соб . ) , Так , что ни Божество не изменилось человечество , ни человечество на Божество , а каждое из существ сохранило свои свойства : Божество свое бесконечность , человечество свою ограниченность . Поэтому , через воплощение никакого изменения в естестве Божием не наступило : она произошла бы только в том случае, если Божество , как учили монофизиты , слилось с человечеством , образовав из Себя и человеческой природы новое, смешанное существо.

в ) Как может сохраняться неизменность Божия , когда Бог во времени создал мир ? Это объясняется так . Творение мира по отношению к Богу не является чем-либо случайным и не предусмотренным Богом мысль о мире существовала в уме Божием вечно , причем , как мысль о мире , который должен быть созданным во времени: «известны Богу от возраста все дела Его » (Деян . 15,18 ) , равно вечная в Боге и сила творчества. Творение мира , следовательно , есть не что иное , как осуществление во времени вечной и неизменной мысли Божией . С другой стороны , Бог не из Своего собственного естества сотворил мир , а сотворил его через внешнюю творческое действие Своей воли , не вызвала никакого изменения в Его сущности .

3 , Вечность . Бог , как существо неизменное , не зависит от условий времени или вечности. Время не есть что-нибудь само по себе существующее , он является лишь формой бытия конечного , поскольку в нем возникают постоянные изменения в вещах , в результате которых они и появляются или возникают , переходя из одного состояния в другое , и в каждую определенную момент является не тем , чем были раньше. Этими изменениями и определяется в последовательном бытии конечном раньше и после , начало и конец , настоящее , прошлое и будущее. Бытие неизменного естества Божьего полностью и всегда одинаково владеет Своим бытием без какого-либо увеличения или уменьшения , без всякой последовательности или изменения , а потому для Него нет ни начала , ни конца , ни прошлого , ни будущего , а есть только всегда одинаковое , всегда существующее или вечное бытие . Во все времена Он является тем же , всегда равным Самому Себе .

Откровение изображает вечность Бога со всей разрешением . » Я есмь Сущий » , говорит о Себе Сам Бог . Внутренняя зависимость вечности Божией от Его неизменности ясно изложена в вышеприведенных словах псалмопевца : «Сначала ты , Господи , землю был заложил … Ты тот же и лета Твои не кончатся » . О степени продолжение бытия Божия , применительно к нашим обозначениям времени , оно является свидетельством Самого Бога : «Это Я , Я первый, а и Я последний » ( Ис. 48,12 ; ср. 41 , 4 , 44 , 6 ), » Я есмь Альфа и Омега , начало и конец » ( Откр. 1 , 8 ), » Я первый и последний » (17 вер .) » прежде Меня не было Бога и после Меня не будет Мне » ( Ис. 43 , 10).

Мнение этих высказываний такова, что человек , куда бы ни достигала своим умом при измерениях времени начала или конца , везде встречает Бога, выше самых измерений времени : «Прежде нежели родились горы , и Ты создал землю и вселенную, и от века и до века Ты Бог » ( Пс. 90 , 2). Псалмопевец говорит о Нем : » Ибо пред очами Твоими тысяча лет как день вчерашний , когда он прошел и как стража в ночи …» ( Пс. 90 , 4).

4 . Неизменность и всюдиприсутнисть . Находясь выше времени , Бог не ограничен никакими пределами пространства , Он неизмеримо и всюдиприсутний . Подобно времени , пространство не является чем-то , что существует независимо от вещей , а также формой существования конечных вещей , поскольку им свойственны пространственные определения . Определена протяженность (длина , ширина , высота) вещей конечных возникает от недостатка в них самобытности и зависимости их в забвении от внешних условий , учитывающих пространственные границы или границы их бытия. Но Бог — это существо , которое стоит выше всякого пространства или измеримой протяженности , сущность необъятное , неограниченное и неизмеримое . Рассмотрен относительно мира , Он является существом всюду присутствует , то есть Он находится не в одном каком-то месте или в одно время в одном , а другой в другом , но находится везде , всегда и полностью . В мире как физическом , так и моральном нет ни одного места , ни созданного естества и во всех этих сущностях нет никакого малейшего , так сказать , частичного состояния действия сил , где Бог не присутствовал бы .

Откровение во все времена гласило о невимирнисть и сущности Божьего . Сам Бог говорит о Себе в Ветхом Завете : » ли Я небо и землю Не наполняю ? » ( Иер. 23 , 24).

Давид исповедует также всюдиприсутнисть Божию в таких словах: » Куда я от Духа Твоего пойду и куда убегу от лица Твоего ? Ли на небо сойду ли Ты там поселюсь в могиле, и там Ты Возьму ли крылья зари и покоя на край моря , то и там рука Твоя ведет меня , и удержит меня десница Твоя » ( Пс. 139 , 7- Ю ) . Поклонение Богу в духе и истине не может быть привязано к любому определенному месту , а должно осуществляться везде ( Ин. 4 , 21-23 ) . Апостол Лука учит , что Бог есть везде , у каждого из нас , » … ибо мы Им живем и движемся и существуем …» ( Деян. 17 , 27-28 ) .

Примечание:

1 . Как нужно понимать всюдиприсутнисть Божию в мире? Для нас , находящихся в пространстве , образ всюдиприсутности Божией в мире составляет тайну. И , само собой разумеется , что нельзя представить Его якобы разлитым во всем пространстве , подобно воздуха или света , или что Он проникает Собою везде , если бы некоторым расширением или растяжением свое естества , как , например , вода проникает в губку , что в ней плавает , или что Он находится в разных частях мира различными частями свое естества — в больших более , в меньших меньше. Неправильное и пантеистическое понимание Божьей всюдиприсутности в том смысле , что мир представляется лишь проявлением , саморазвитием или раскрытием Божества , так что Бог и мир ( откровения вне сущности естества Божьего) тождественны ( имманентность Бога миру ) . Таким пониманием отрицается всюдиприсутнисть в значении неизмеримости и пространственной неограниченности Божественного естества. Предостерегая от неправильных представлений указанного рода об этом свойстве , Отцы Церкви учили понимать его так , что Бог не помещен ни в каком месте , но не удален ни с которого, «Он Весь и во всем » , но и снаружи , и выше того , что является таким , в мире Он присутствует не только Своими действиями и силами , но и самым Своим существом . «Нужно знать , говорит Св. Иоанн Дамаскин , что Бог Сам Себе место , Он все наполняет и вне всего существует». По словам Св. Афанасия Великого , » Бог во всем находится Своей благости и силой … » , а значит и Своим существом , потому что » … в Боге не могут быть отделены действия от Его сущности , а также вне всего собственным Своим существом » ( Посл. о опред. Никейский — го Соб . II) , то есть и тем , что в самом Его сущности состоит Его суть (сущность по терминологии Св. Отца не тождественно сущности) , бытия и жизни только внутри Себя . » Что Бог везде присутствует , — говорит Св. Иоанн Златоуст , — мы знаем , но не постигаем , потому что нам известна только присутствие чувственная и не дано понимать полностью сущности Божией » (на Евр . Бес . XII , 1).

2 . Если Бог везде присутствует , то как понимать те места Священного Писания , в которых говорится о собственной Его присутствие . Например , на небесах ( Пс. 113 , 24 ) , в храме ( С Цар. 9 , 3 ) , в человеке ( 2 Кор . Бы , 16 ) или в явлении Его людям в определенных местах? Ответ может быть такой: Бог присутствует во всем мире ; нет места , в котором бы Его не было. Если же указываются места особенного присутствия Божия , то это говорится касается нашей ограниченности , или потому , что в некоторых местах бывает особое проявление присутствия Божия , в соответствии с восприятием живых существ .