Содержание.
Введение
Глава I
- Психологическая характеристика подросткового возраста.
- Проблема коммуникативной компетентности подростков.
- Проблема общения в психологии.
- Общение как коммуникативная деятельность.
- Коммуникативная компетентность личности.
- Коммуникативная компетентность подростков.
- Особенности общения подростков со сверстниками.
- Общения подростков со взрослыми.
- Значение коммуникативной компетентности в подростковом возрасте.
- Проблема профилактики наркозависимости у подростков.
- Общая характеристика проблемы наркозависимости.
- Основные особенности подростковой наркомании.
- Принципы построения профилактических программ, ориентированных на профилактику употребления
ПАВ подростками.
Выводы по теоретической части исследования.
Глава II. Экспериментальное исследование коммуникативной компетентности подростков с разным уровнем устойчивости к употреблению ПАВ.
- Структура исследования.
- Методики, применяемые в исследовании.
- Анализ и интерпретация полученных данных.
Выводы.
Рекомендации.
Заключение
Литература
Приложение
Введение.
Проблема наркомании является актуальнейшей на сегодняшний день. Темпы распространения зависимости от наркотиков дают основание предполагать, что эта проблема грозит перейти в разряд глобальных. Наркомания имеет широчайший спектр последствий: социальных, политических, экономических, медицинских. В силу этого, под угрозой оказывается здоровье и благополучие нации, безопасность государства в целом.
В настоящее время наркомания приобретает характер эпидемии, охватывая все новые и новые возрастные и социальные группы. Исследователи утверждают, что проба употребления наркотика осуществляется зачастую уже в подростковом и даже в младшем школьном возрасте.
Психологический барьер в виде своеобразного табу среди несовершеннолетних на прием наркотиков преодолен, и в большинстве случаев в детско-подростковом сообществе отсутствует активная психологическая защита по отношению к первой пробе и последующему употреблению наркотиков.
В детско-подростковой среде распространена достаточная информированность о видах наркотических средств и эффектах их действия. Эта осведомленность сочетается с пассивным отношением к приему наркотиков сверстниками. Такая пассивность с относительной доступностью ПАВ и придает угрожающий характер наркогенной ситуации. В этой связи вся детско-подростковая среда является объектом ранней антинаркотической профилактики.
Возникает необходимость тщательного изучения факторов и условий возникновения зависимости от наркотиков у подростков с целью разработки научно обоснованных программ первичной, вторичной и третичной профилактики.
Сегодня стратегическим приоритетом первичной профилактики является создание системы позитивной профилактики, ориентированной не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку растущего человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения.
Цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.
Данные специальных исследований показывают, что ведущими факторами распространения наркомании в подростковой среде выступают: социальные факторы (распространение информации о ПАВ, массовая культура, нарушенная социальная микросреда и др.), медико-биологические факторы (наследственная предрасположенность к химической зависимости, наличие нервных и психических заболеваний), психологические факторы (комплекс подросткового конформизма, узкий диапазон средств общения, любопытство, нравственная незрелость личности и др.).
Одной из причин обращения детей и подростков к наркотикам является низкий уровень их коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность понимается как способность человека устанавливать, поддерживать и завершать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность – необходимое условие социального существования человека. Особенное значение она приобретает в подростковом возрасте. Это связано с тем, что общение буквально пронизывает всю жизнь подростка. Причем, наиболее значимой для него выступает сфера общения со сверстниками. Отсутствие или низкий уровень коммуникативной компетентности приводит к выпадению подростков из компании сверстников, что может затруднить их личностное и социальное развитие, сделать невозможным оптимальное разрешение актуальных задач этого сложного периода жизни человека.
Для того, чтобы быть принятым, признанным в группе сверстников, подростки зачастую пытаются компенсировать отсутствие или недостаточный уровень развития коммуникативных качеств, умений и навыков употреблением психоактивных веществ, в том числе и наркотиков. В состоянии наркотического опьянения трудности, возникающие в процессе общения, кажутся легко преодолимыми, теряют свою значимость.
В этой связи, задача взрослых (родителей и учителей) состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для становления коммуникативных качеств подростков с тем, чтобы у них не возникало необходимости обращения к употреблению ПАВ как средству преодоления сложностей межличностного общения, прежде всего, со сверстниками.
Исходя из сказанного выше, сформулируем цель, задачи и гипотезы нашего исследования.
Целью нашего исследования является изучение коммуникативной компетентности подростков, различающихся уровнем устойчивости к употреблению ПАВ.
Данная цель конкретизировалась в следующих задачах:
- Анализ литературы, посвященной проблеме исследования.
- Подбор диагностического инструментария, адекватного цели исследования.
- Формирование выборки испытуемых.
- Выявление групп подростков, различающихся уровнем устойчивости к употреблению ПАВ.
- Изучение коммуникативной компетентности испытуемых.
- Выделение особенностей коммуникативной компетентности подростков, входящих в группы, различаемые по степени риска в отношении наркозависимости.
- Разработка экспериментального факультативного курса «Уверенно в мир», ориентированного на оптимизацию становления коммуникативных качеств подростков.
- Формулировка выводов и рекомендаций.
Объект исследования: подростки 13-14 лет с разным уровнем устойчивости к употреблению ПАВ.
Предмет исследования: коммуникативные качества подростков.
Гипотезы:
Подростки, не входящие в группы риска наркозависимости, отличаются большей коммуникативной компетентностью, чем «рискующие».
«Не рискующие» лучше ориентируются в ситуациях общения и чаще выбирают оптимальные варианты поведения в них. Они отличаются более высоким уровнем сформированности коммуникативных качеств и более адекватной их оценкой, чем входящие в группы риска.
ГЛАВА 1.
- Психологическая характеристика подросткового возраста.
Достижение поставленной нами цели исследования требует составления психологического портрета современного подростка, основывающегося на анализе различных подходов к трактовке сущности и значения данного периода в жизни человека.
В отечественной психологии подростковому возрасту уделялось большое внимание. С начала 20 века собственно психологические вопросы рассматривались в широком социальном контексте. Изучались особенности физиологического развития подростков, развития познавательной сферы, содержание внутреннего мира, их интересы, формы социальной активности и т. д.
В 30-х годах прошлого столетия П. П. Блонский отмечал, что российским детям ещё предстоит завоевать подростковый период. Он был убеждён, что это позднее, «почти на глазах истории происшедшее приобретение человечества». П. П. Блонский полагал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества.
Согласно взглядам Л.С. Выготского, подростковый возраст – это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях «имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости».
Л. С. Выготский полагал, что главным содержанием переходного возраста является то, что «теперь в драму развития вступает … новый качественно своеобразный фактор – личность самого подростка». В этой связи можно указать два новообразования возраста – это развитие рефлексии и, на её основе – самосознания. Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л. С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.
Л. С. Выготский подчёркивал, что в подростковом возрасте имеет место разрушение и отмирание старых интересов и созревание новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы (Выготский Л.С., 1984).
Идеи Л. С. Выготского развивались в трудах Л. И. Божович. Она отметила, что подростковый кризис является наиболее острым и наиболее длительным из всех; по существу весь подростковый возраст является «затяжным переходом от детства к зрелости». Кризисный характер этого периода связан с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящим к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников, в то же время, возникшие потребности очень сильные, напряжённые.
Кризисный характер подросткового возраста определяют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное.
Подростковый кризис, по мнению Л. И Божович, связан также с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Л. И. Божович отмечает и такую особенность подростков, как обращённость в будущее. Она возникают из потребности сменить свою детскую внутреннюю позицию на другую, «взрослую».
По мнению Л. И. Божович, протекание подросткового кризиса можно облегчить. Этому способствуют сформированные ранее устойчивые личностные интересы, в том числе, познавательные, которые делают подростка целеустремлённым, более собранным и организованным, а в конечном счёте – более гармоничным (Божович Л. И., 1969).
Большой вклад в разработку проблемы подросткового возраста внёс Д. Б. Эльконин. Им предложено наиболее удачное определение границ подросткового возраста, основанное на появлении новых психических образований, обусловленных сменой и развитием типа ведущей деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10 и 15 годами.
Изменения личности подростка Д.Б. Эльконин связывал с новообразованиями младшего школьного возраста и изменениями в учебной деятельности – внутренним планом действия, зарождением рефлексии, чувства ответственности, познавательными интересами, благодаря которым возможности подростка резко возрастают.
Ведущей деятельностью подросткового возраста Д.Б. Эльконин считал личностно-ориентированное общение со сверстниками, в русле которого формируется самостоятельность, чувство автономности, нравственное сознание, социальное сознание; последнее, обращённое вовнутрь, формирует самосознание.
Эльконин Д. Б полагал, что одна из трудностей подросткового возраста связана с ухудшением отношений со взрослыми и общения с ними. Это проявляется в негативизме, безразличии к их оценкам, психологическом (и не только) «уходе» от учёбы. На первом месте по важности у подростков находятся компании таких же, как он. В них подросток ищет друга, который может его понять. Но этим значение компаний не ограничивается. Именно в подростковых компаниях отрабатываются и устанавливаются отношения равенства и уважения, апробируются разные социальные роли. В общении со сверстниками на первом месте стоит кодекс товарищества, доверие.
Происходящие с подростком физические и физиологические изменения побуждают его сравнивать себя со взрослым. В результате такого сравнения подросток приходит к выводу, что большой разницы между ними нет. Об этом же его заставляет думать освоенная учебная деятельность. В результате, по Эльконину, возникает такое личностное новообразование, как «чувство взрослости». Вслед за этим появляется настоятельная потребность признания своей взрослости самим взрослым. Д. Б. Эльконин выделял 4 основных вида взрослости, проявляемых подростками: 1. Подражание внешним признакам взрослости; 2. У мальчиков – подражание «мужским» качествам; 3. Социальная зрелость (в многодетных семьях): ребёнок берёт на себя обязанности взрослого; 4. Интеллектуальная зрелость: подросток имеет широкие познавательные интересы.
Психологические особенности подросткового возраста находятся в центре внимания Д. И. Фельдштейна. Он выделил такие особенности подростков, как способность к волевой деятельности, эмоциональная лабильность; изменение внимания в сторону избирательности; реалистичность воображения, улучшение памяти за счёт логического осмысления материала и др.
Д. И. Фельдштейн полагает, что основной потребностью растущего человека на рубеже детства и взрослости является утверждение себя в обществе. Он считает, что ведущей деятельностью подросткового возраста выступает «…развёрнутая общественно-полезная деятельность во всех её вариантах: трудовая, общественно-организационная, художественная, спортивная. При этом учебная деятельность может и должна стать одной из форм общественно-полезной деятельности».
Важным моментом в характеристике новой социальной позиции Д.И. Фельдштейн считает осознание подростком своего «Я» в самооценке и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Особое значение в этом возрасте имеет стремление найти своё место в обществе, группе, которое становится ведущим мотивом поведения. Именно поэтому в подростковом возрасте увеличивается личная активность, повышается критичность к себе и другим.
В отечественной психологической науке многие исследователи внесли свой вклад в разработку проблемы подросткового возраста. Среди них укажем следующих: И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. А. Реан, Цукерман Г. А., Личко Е. А., Маркова А. К., Дубровина И. В., Прихожан А. М. и др.
Проведённый нами анализ литературы, посвящённой исследованиям проблем подросткового возраста в отечественной психологии, позволяет более чётко обозначить характерные психологические особенности современного подростка.
Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством с его полной зависимостью от старших и взрослым возрастом с его способностью к самостоятельной жизни. В настоящее время не существует общепринятых временных границ подросткового возраста. В медицинской, педагогической, социальной, психологической литературе указываются периоды: 11 – 14 лет, 14 – 18 лет, 12 – 20 лет. В возрастной психологии подростковым считается возраст от 11 до 15 лет.
В этом возрасте отмечаются как биологические, так и социальные изменения, обуславливающие психологическую перестройку. Биологическим критерием перехода от детства к отрочеству является достижение половой зрелости, связанное с созреванием репродуктивных функций. Половое созревание выступает самым объективным показателем наступления подросткового возраста у конкретного ребёнка. Именно этот процесс является биологическим фоном его социального и личностного развития.
Социальным критерием перехода от детства к зрелости считается достижение социальной зрелости, содержание которой зависит от конкретной культуры. Большинство западных культур определяет социальную зрелость как возможность юноши или девушки самостоятельно решать свою судьбу – выбирать профессию, место учёбы, работы, принимать решение о браке.
С понятием биологической и социальной зрелости связано понятие «психологическая зрелость», включающее оба эти понятия, но не сводимое к ним. Процессы биологического, социального и личностного развития у каждого отдельного подростка и у подростков одного возраста протекают не синхронно. На современном этапе развития общества биологическое созревание значительно опережает психологическое и социальное. Это связано с улучшением и облегчением жизни. Для западных культур разрыв между биологической и социальной зрелостью составляет 7 – 9 лет. Современный подросток оказывается физически взрослым человеком. Он чувствует свою силу, свои новые потребности и возможности, он заявляет: «Я хочу», «Я имею право». Однако ребёнок, требуя соблюдения прав взрослого, оказывается неготовым к выполнению обязанностей, неотделимых от этих прав. В этом противоречии берут начало многие трудности, конфликты, которыми так богат рассматриваемый возрастной период.
Психологическая зрелость человека предполагает сознательную регуляцию собственного поведения, реализацию себя как личности. Она означает осознание собственных возможностей, целей и личностной ответственности за себя и за других людей. Человек как личность поступает преимущественно «как должно», а не «как хочется», действуя во имя определённых, социально значимых ценностей. Достижение психологической зрелости означает, что у человека сложилась иерархия мотивов, сознательная регуляция собственного поведения, система ценностных ориентаций.
В подростковом возрасте интенсивно развивается как познавательная, так и личностная сферы. Коренные преобразования происходят в строении мотивационной сферы подростка. Формируется иерархия мотивов, они становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения.
Значимые перемены происходят в мотивационной структуре процесса общения: первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности к какой-нибудь группе, теряют актуальность отношения с родителями, учителями.
Стремление к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации) в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку ещё не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.
Возникают потребности и мотивы, обуславливающие различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.
Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции, в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процессы самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.
Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё большая опора на внутренние категории. В этот период у молодых людей активно вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Как правило, самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.
У подростка наблюдается стремление углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. В этом возрасте начинает устанавливаться определённый круг интересов, который постепенно приобретает устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. Наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному. Отчётливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создаёт более благоприятные возможности личностного развития.
Подросток уже освоился в учебной деятельности, и наиболее существенные изменения наблюдаются у него в интеллектуальной сфере. В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического рефлексивного мышления.
Бурно протекает развитие эмоциональной сферы. Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств.
В целом, для подросткового возраста характерны противоречивые тенденции. С одной стороны, для него показательны такие негативные проявления, как дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается множеством положительных особенностей: возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся отношения со сверстниками, расширяется сфера деятельности. Данный период отличается выходом подростка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
Исходя из того, что ведущим фактором развития в этом возрасте является общение подростка со сверстниками, особую актуальность приобретает проблема его эффективности.
- Проблема коммуникативной компетентности подростков.
2.1.Проблема общения в психологии.
Проблема общения традиционно находится в центре внимания психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Общение выступает необходимым условием бытия людей. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности. Он формируется как личность.
Наиболее значительна роль общения в познании человеком себя и других. Любой человек сопоставляет то, что наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях; сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие. В результате он получает необходимые сведения для формирования оценки себя как личности, определённого эмоционально-ценностного отношения к себе.
Человеческое общество немыслимо вне общения. Необходимость его определена совместной деятельностью: чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми (Андреева Г. М., 1980).
Психология рассматривает потребность в общении как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.
В отечественной психологии проблема общения решается с позиций теории деятельности. Одним из основных ее методологических принципов является принцип единства общения и деятельности. Однако характер связи общения и деятельности понимается по-разному.
В 30-е годы прошлого века Л. С. Выготский пришёл к выводу, что первым видом человеческой деятельности является общение (Выготский Л. С., 1982).
А Н. Леонтьев полагал, что общение есть определённая сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть её элемент, в то же время саму деятельность можно рассматривать как условие возникновения и протекания общения (Леонтьев А. А., 1997).
Ломов Б. Ф., исследуя характер связи общения и деятельности, пришёл к выводу, что они выступают как две стороны социального бытия человека, его образа жизни (Ломов Б. Ф., 1976).
Эльконин Д. Б. считал общение особым видом деятельности, выступающим самостоятельно на определённом этапе онтогенеза, например, в подростковом возрасте (Эльконин Д. Б., 1991).
Очень близки его взглядам взгляды А. А. Леонтьева, который также понимает общение как один из видов деятельности (имеется в виду, прежде всего, речевая деятельность), и относительно неё отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще (Леонтьев А.А., 1974).
Как бы ни различались рассмотренные точки зрения, общим для них является признание наличия несомненной связи между деятельностью и общением.
Общение – многоаспектный социально-психологический феномен и, как любое сложное явление, не может трактоваться однозначно. Обратимся к характеристике подходов к пониманию общения в отечественной психологии.
А. А. Бодалёв предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми» (Бодалев А.А., 1983).
А. С. Золотнякова понимает общение как социально- и личностно – ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Общение она видит как процесс передачи нормативных ценностей. Вместе с тем она определяет общение как «социальный процесс, через который общество влияет на индивида». В целом, Золотнякова понимает общение как комуникативно-регулятивный процесс, в котором не только передаётся сумма социальных ценностей, но и их усвоение регулируется социальной системой (Золотнякова А.С., 1976).
А.А. Леонтьев понимает общение «не как интериндивидуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека» (Леонтьев А.А., 1974).
Д. Б. Парыгин подчеркнул системность общения, его многофункциональность и деятельностную природу. Он отметил, что общение является необходимым условием существования и социализации личности. Автор указал, что общение может выступать, в одно и то же время, и как процесс взаимодействия людей и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга (Парыгин Б.Д., 1971).
Буева Л. П. выделила следующие аспекты изучения проблемы общения:
- Информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);
- Интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);
- Гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);
- Аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);
- «Нормативный» (выявляется место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов);
- «Семиотический» (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем – с другой);
- Социально-практический (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями, навыками).
Л. П. Буева интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности (Буева Л.П., 1978).
Проблему общения исследовали и философы. Так, М. С. Каган рассматривает общение как «коммуникативный вид деятельности», выражающий «практическую активность субъекта» (Каган М.С., 1970).
В.С. Коробейников определяет общение как «взаимодействие субъектов, обладающих определенными социальными характеристиками».
«С философской точки зрения, — пишет В.М. Соковин, — общение – это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания».
Таким образом, из всего обилия трактовок общения можно выделить главные:
- общение- вид самостоятельной человеческой деятельности;
- общение – атрибут других видов человеческой деятельности;
- общение – взаимодействие субъектов.
- Общение как коммуникативная деятельность.
В социально-психологической литературе общение понимается как коммуникативная деятельность, представляющая собой сложную многоканальную систему взаимодействия людей
А.А. Леонтьев и Б.Х. Бгажноков выделяют два типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированный и социально-ориентированный. Эти типы коммуникативной деятельности различаются коммуникативными, функциональными, социально-психологическими, речевыми структурами.
Наряду с внешней характеристикой коммуникативной деятельности, существует ее внутренняя, психологическая характеристика. Она, согласно Зимней И. А., проявляется в социальной и индивидуально-психологической репрезентативности этого процесса.
Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может происходить только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся (Зимняя И.А., 1989).
Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности, и обозначая его как «коммуникативная деятельность», рассмотрим ее основные структурные компоненты. Итак,
предмет общения — это другой человек, партнёр по общению;
потребность в общении – это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке;
коммуникативные мотивы– это то, ради чего предпринимается общение;
действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, адресованные другому человеку;
задачи общения – это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены действия, совершаемые в процессе общения;
средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
продукт общения – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.
Процесс коммуникативной деятельности строится как «система сопряженных актов» (Ломов Б.Ф.). Каждый такой акт – это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей. В этом проявляется, согласно М.М. Бахтину, диалогичность коммуникативной деятельности. Диалог – это реальная единица коммуникативной деятельности. В свою очередь, элементарными единицами диалога являются действия высказывания и слушания. На практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта – организатора коммуникативной деятельности другого субъекта.
Организация и управление формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок происходит в трёх основных коммуникативных формах:
а) монологический (преобладают коммуникативные действия – высказывания субъекта-организатора действий слушания других субъектов-участников общения);
б) диалогический (субъекты взаимно активны, взаимно инициативны);
в) полилогический (многостороннее общение, которое часто носит характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективно её реализовать).
Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый такой акт определяется:
а) субъектом-инициатором общения;
б) субъектом, которому адресована инициатива;
в) нормами, по которым организуется общение;
г) целями, которые преследуют участники общения;
д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.
Каждый акт общения представляет собой цепь взаимосвязанных коммуникативных действий: вход субъекта в коммуникативную ситуацию, оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации, ориентация в коммуникативной ситуации, выбор другого субъекта для возможного действия, постановка коммуникативной задачи с учётом особенностей ситуации общения, выработка подхода к субъекту взаимодействия, пристройка к субъекту-партнёру по взаимодействию, привлечение субъектом-инициатором внимания субъекта партнёра, оценка эмоционально психологического состояния субъекта-партнёра, самонастройка субъекта-инициатора на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнёра, формирование общего эмоционального фона, коммуникативное воздействие субъекта-инициатора на субъекта-партнёра, оценка субъектом-инициатором реакции субъекта-партнёра на воздействие, стимулирование «ответного хода» субъекта-партнёра, «ответный ход» субъекта-партнёра по общению.
Из этих действий и слагается акт общения. Субъект общения, который берёт инициативу на себя, назван субъектом-инициатором, а субъект общения, который эту инициативу принимает – субъектом-партнёром.
Андреева Т. М. основными процессами коммуникативной деятельности считает:
- коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией);
- интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров по общению);
- перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении).
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися людьми. Когда говорят о коммуникации, то имеют в виду тот факт, что в совместной деятельности люди обмениваются представлениями, идеями, установками.
По характеру используемых средств различают вербальную коммуникацию и невербальную коммуникацию.
Вербальная коммуникация в качестве знаковой коммуникации использует человеческую речь, естественный звуковой язык. Речь – универсальное средство коммуникации. При передаче информации с её помощью смысл сообщения теряется менее всего.
Хотя речь является универсальным средством общения, она приобретает значение только тогда, когда дополняется употреблением других – неречевых (невербальных) систем. Благодаря невербальной коммуникации человек понимает 30 – 40% информации, полученной вербальным путём. В зависимости от средств передачи информации различают следующие виды невербальной коммуникации:
- Кинесика – в качестве знаковой системы используются мимика, жесты, позы.
- Паралингвистика — в качестве знаковой системы используются вокализация, то есть разнообразные качества голоса (тембр, интонация, громкость).
- Экстралингвистика – знаками служат смех, покашливания, плач, паузы.
- Проксемика – пространственная и временная организация общения.
- Визуализация – в качестве знака используется «контакт глаз».
- Такесика – в качестве знака выступают прикосновения.
Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями или построение общей стратегии взаимодействия.
Социальные мотивы, побуждающие человека к взаимодействию:
- Мотив максимализации общего выигрыша (тип взаимодействия – кооперация);
- Мотив максимализации собственного выигрыша (тип взаимодействия – эгоизм);
- Мотив максимализации относительного выигрыша (тип взаимодействия – конкуренция);
- Мотив максимализации выигрыша другого (тип взаимодействия – альтруизм);
- Мотив минимализации выигрыша другого (тип взаимодействия – агрессия);
- Мотив минимализации различий выигрыша (тип взаимодействия – равенство).
Перцептивная сторона общения означает восприятие и познание друг друга партнёрами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Механизмы взаимопонимания обычно таковы:
- Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;
- Стереотипизация – это классификация форм поведения и интерпретация их причин путём отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам;
- Рефлексия – это осмысление субъектом того, какими средствами, почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра по общению;
- Обратная связь – это получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.
Каждая из указанных сторон общения не существует изолированно от других, и выделение их возможно лишь для анализа. Реальное общение представляет собой сложное переплетение перцептивных, коммуникативных и интерактивных элементов общения, творческого и репродуктивного, глубокого и поверхностного, манипулятивного и субъект-субъектного. Каждый из этих аспектов реализует свою определённую функцию и по-своему необходим.
Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.
Содержанием общения может выступать: передача информации, восприятие друг друга, взаимооценка партнёрами друг друга, взаимодействие партнёров, взаимовлияние партнёров, управление групповой или массовой деятельностью и т.д.
По своему назначению общение многофункционально. Исследователи выделяют различные функции общения. Так, Л. А. Карпенко по такому основанию, как цели общения, выделяет следующие функции:
- Контактная – цель общения состоит в установлении контакта, то есть состояния готовности партнёров по общению к приёму и передаче информации;
- Информационная функция – цель общения – обмен сообщениями;
- Побудительная функция – цель общения – стимуляция партнёра по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
- Координационная функция – цель общения – в согласовании действий при организации совместной деятельности;
- Функция понимания — цель общения в адекватном восприятии и понимании смысла сообщения, а также в понимании партнёрами друг друга;
- Амотивная функция – цель общения – возбуждение в партнёре по общению нужных эмоциональных переживаний.
Полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные стороны: внешнюю, поведенческую, операционально-техническую, и внутреннюю, глубинную, затрагивающую личностно-смысловые пласты.
Манера общения определяется:
- тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным);
- поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью и т. д.);
- дистанцией в общении (интимной личной, социальной, публичной).
Стиль общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле общения находят своё выражение особенности коммуникативных особенностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми или группами, психологическая или социальная индивидуальность человека, особенности партнёра по общению.
Фундамент стиля общения личности составляет её нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества. Наиболее распространены следующие стили общения: творчески-продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный.
Здесь от рассмотрения вопросов, касающихся значения, функций, структуры общения, целесообразно перейти к рассмотрению вопроса о коммуникативной компетентности личности.