Глава II. Экспериментальное исследование коммуникативной компетентности подростков с разным уровнем устойчивости к употреблению ПАВ.

 

2.1. Структура исследования.

В нашем исследовании приняли участие 56 подростков в возрасте 13-14 лет. Исследование проводилось в период с 21.10.2005 по 14.03.2006 года  на базе 7″А», 7″Б» классов средней общеобразовательной школы №2 г. Орла и 8″Б», 8″Г» классов средней общеобразовательной школы №1 п. Чернь Тульской области.

Наше исследование предполагало реализацию следующих этапов:

  1. Диагностический этап.
  2. Обработка и анализ полученных эмпирических данных.
  • Формулировка выводов и рекомендаций.

 

2.2. Методики, применяемые в исследовании.

В исследовании мы применяли:

1)опросник «Группа риска наркозависимости» (ГРН) Б.И. Хасана и Ю.А. Тюменевой,

2)методику «Коммуникативная компетентность» Л. Мишельсона,

3)методику «Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности» (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов),

4) тест на определение коммуникативных и организаторских способностей (КОС).

 

Методика №1. Опросник «Группа риска наркозависимости» (ГРН) Б.И. Хасана и Ю.А. Тюменевой (Хасан Б.И., 2003. – С.81-96) является ведущей методикой в нашем исследовании. Опросник предназначен для определения динамики степени риска появления зависимого поведения в условиях системы образования и позволяет получить данные для анализа ситуации, связанной с риском зависимого поведения в подростковом возрасте.

Методика позволяет выделить группы подростков, различающиеся  по степени риска в отношении наркотизации:

I – не рискующие подростки.

II – подростки группы риска:

«1-я группа риска» («потенциально готовые к пробе») – подростки, реализующие избегающую или преодолевающую стратегию поведения;

«2-я группа риска» – подростки, реализующие избегающую или преодолевающую стратегию поведения и осуществившие как минимум однократную пробу;

«3-я группа риска» – подростки с аддиктивной формой поведения.

Степень риска увеличивается от первой к третьей группе.

Методика представляет собой ряд биполярных утверждений, которые разнесены по трем диагностическим шкалам:

  1. Шкала «Поведение в ситуации риска» (6 утверждений: 2, 5, 7а, 7б, 15, 16) обнаруживает ту или иную стратегию поведения в ситуации риска (адекватное поведение, неадекватное поведение – избегающая или преодолевающая стратегия).
  2. Шкала «Интерес к наркотикам» (6 утверждений: 3, 6, 8, 10, 11, 13) позволяет обнаружить разный характер интереса к области, связанной с наркотиками. Данные по шкале квалифицируются как обнаружение осуществленной пробы.
  3. Шкала «Социальные установки» (10 утверждений: 1, 4, 12, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22) обнаруживает наличие характеристик активного стремления к социально полезным действиям, увлеченности групповой работой, соревновательности, значимости для подростка социального одобрения или, наоборот, равнодушия и отрицания просоциальных действий при тенденции совершать или одобрять асоциальные поступки.

Таким образом, опросник содержит 22 утверждения. Подсчитывается количество баллов, набранное по каждой шкале. Крайняя левая клетка соответствует 6 баллам, крайняя правая – 1 баллу.

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждую пару утверждений. Между утверждениями есть клеточки. Ставьте крестик  в ту клеточку, которая расположена ближе к тому утверждению, с которым вы больше согласны. Не оставляйте пустых строк».

Процедура проведения. Исследование проводится в группе. Подросткам раздаётся текст опросника. Учащиеся работают самостоятельно. Время работы – 30 минут.

Текст методики  см. в Приложении 1.1.

Описание «групп риска»:

а) группа «не рискующие» определяется «средними» показателями по всем шкалам. Для подростков, попавших в группу «не рискующие», характерно адекватное поведение в ситуации риска (пробы), когда проба осуществляется в силу природного любопытства.

б) 1-я группа риска определяется наличием низких или высоких показателей хотя бы по одной шкале, которые выступают как фактор риска, при отсутствии «высоких» показателей по шкале «Интерес к наркотикам».

в) 2-я группа риска – «совершившие пробу» – определяется высокими показателями по шкале «Интерес к наркотикам».

г) 3-я группа риска – «аддиктивное поведение» – определяется высокими показателями по шкалам «Интерес к наркотикам» и «Социальные установки».

 

 

Методика №2. Методика «Коммуникативная компетентность» Л. Мишельсона (Колмогорова Т.С., 2002).

Согласно представлениям Т. Гордона, компетентность в общении характеризуется позицией «на равных», без давления сверху и без зависимости, т. е. это умение выйти из любой ситуации, не потеряв ни грамма собственной внутренней свободы и в то же время, не дав потерять её партнёру по общению.

Тест представляет собой разновидность теста достижений, т. е. построен по типу задачи, у которой  есть правильный ответ. В тесте предлагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует уверенному, партнёрскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов.

Опросник содержит описание 24 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается три возможных варианта поведения. Испытуемому надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения,  который отражает понимание  подростком коммуникативной ситуации и выбор оптимального способа поведения в ней. Ответ может свидетельствовать  об одном из 3 типов реакции: З – зависимая, пассивная, К – компетентная, «на равных», А – агрессивная, оказывающая давление.

Коммуникативные ситуации объединены в 12 блоков, которые направлены на выявление следующих коммуникативных умений:

Блок 1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (вопросы 1,9).

Блок 2. Реагирование на справедливую критику (вопросы 3, 11).

Блок 3. Реагирование на несправедливую критику (вопросы 2, 7).

Блок 4. Реагирование на задевающие, провоцирующие вопросы (вопросы 12, 19).

Блок 5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой (вопросы 4, 13).

Блок 6. Умение ответить отказом на чужую просьбу (вопросы 4. 20).

Блок 7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку (вопросы 5,17).

Блок 8. Умение принять сочувствие, поддержку (вопросы 6, 18).

Блок 9. Умение вступать в контакт (вопросы  15, 21).

Блок 10. Реагирование на попытку другого вступить в контакт (вопросы 16, 22).

Блок 11. Умение просить и принимать помощь (вопросы 8, 10).

Блок 12. Реагирование на собственный неуспех и успех другого (вопросы 23,24).

Инструкция: «Прочти внимательно каждое задание. Выбери и отметь один из трех вариантов, который соответствует твоему поведению. Отмечай, как ты делаешь, а не как следует делать».

Процедура проведения. Тестирование проходит в группе. Учащимся раздаются бланки ответов и листы с текстом задания. Для примера разбирается одно задание. Учащиеся работают самостоятельно. Время не ограничено.

Текст методики  см. в  Приложении 1.2.

 

 

Методика №3. Диагностика коммуникативно – характерологических особенностей личности (Л. И. Уманский, И. А. Френкель, А. Н. Лутошкин, А. С. Чернышов).

Данная методика предназначена для определения базовых особенностей личности в процессе межличностных отношений.

Диагностика осуществляется в формах самооценки и экспертной оценки коммуникативно-характерологических особенностей личности подростков.

Самооценка коммуникативно-характерологических особенностей осуществлялась испытуемыми по 5-балльной системе. Баллы соответствуют следующим уровням проявления данной черты:

5 – черта проявляется постоянно, ярко выражена, типична для личности;

4 – чаще проявляется, чем не проявляется;

3 – черта не выражена достаточно определённо;

2 – противоположная черта личности проявляется чаще, чем данная;

1 – ярко выражена противоположная черта, проявляется активно.

Экспертная оценка производится путем сопоставления независимых экспертных оценок по каждому из «блоков» исследуемых личностных качеств.

В методике использованы следующие шкалы:

А. Черты характера, выражающие направленность личности.

Б. Интеллектуальные черты характера.

В. Волевые черты характера.

Г. Эмоциональные черты характера.

Е. Черты характера, выражающие отношение к другим людям.

Ж. Черты характера, выражающие отношение к самому себе.

Процедура проведения. Исследование проводится в группе. Подросткам раздаётся текст опросника. Учащиеся работают самостоятельно. Время работы не ограничено.

Текст методики см. в  Приложении 1.3.

 

 

Методика №4. Тест на определение коммуникативных и организаторских способностей (КОС).

Тест КОС предназначен для выявления уровня проявления коммуникативных и организаторских способностей подростков. Тест содержит 40 вопросов, на которые требуется один из двух вариантов ответов: «да» или «нет».

Процедура проведения. Исследование проводится в группе. Подросткам раздаётся текст опросника. Учащиеся работают самостоятельно. Время работы не ограничено.

Шкала уровней проявления коммуникативных способностей:

Баллы Уровни проявления коммуникативных способностей
2 – 9 Низкий
10 – 11 Ниже среднего
12 – 13 Средний
14 – 15 Высокий
16 – 20 Очень высокий

 

Текст методики см. в  Приложении 1.4.

 

2.3. Анализ и интерпретация полученных данных.

 

2.3.1. В процессе реализации диагностического этапа нашего исследования, в первую очередь, производилось выявление групп подростков, различающихся по степени риска наркотизации. Нами применялся опросник «Группа риска наркозависимости» (ГРН) Б.И. Хасана и Ю.А. Тюменевой (Хасан Б.И., 2003. – С.81-96).

О риске наркозависимости  для подростка мы можем говорить, исходя из общего принципа – чем больше факторов, свидетельствующих о неадекватности поведения, наличии друзей, употребляющих наркотики, о повышенном интересе к данной области, девиациях, тем с большей вероятностью данный подросток рискует в последующем стать наркоманом.

Вначале проанализируем средние показатели испытуемых по шкалам «Поведение в ситуации риска», «Интерес к наркотикам» и «Социальные установки» (см. Таблицу №1). Индивидуальные значения по методике «ГРН» см. в Приложении № 2.1.

 

Таблица №1

Средние показатели по шкалам методики ГРН.

                  значения

шкалыНизкое значениеСреднее значениеВысокое значениеабс.знач.%абс.знач.%абс.знач.%»Поведение в ситуации риска»916.14071.4712.5″Интерес к наркотикам»__4783.9916.1″Социальные установки»712.53969.61017.9

 

Таким образом, из 56 человек в группу риска по фактору «неадекватное стремление к риску» попадает 16 человек (28.6%), причем 9 из них (16.1%)  обнаруживают избегающую стратегию и 7 (12.5%) – преодолевающую. Как известно, стратегию «избегания» реализуют подростки, у которых недостаточно внутреннего ресурса для разрешения сложных жизненных ситуаций, среда для них избыточна. Преодолевающая же стратегия связана с «недостаточностью» окружающей среды, когда подросток не находит таких ситуаций, в которых мог бы почувствовать свои силы.

Большинство испытуемых (71.4%) не обнаружило склонности к риску. Следовательно, они реализуют адекватное поведение в ситуации риска (в том числе, в ситуации пробы наркотика).

Высокий интерес к наркотикам выявился у 9 опрошенных (16.1%), что можно квалифицировать как обнаружение осуществленной пробы.

Следует отметить, что, в целом, для этой выборки характерен средний уровень интереса к темам, связанным с наркотиками. Он обнаружен у 83.9% испытуемых. В то же время, не интересующихся этой проблемой подростков не выявлено.

По шкале «Социальные установки» в группу риска попадает 17 опрошенных подростков (30.4%): 7 человек (12.5%) характеризуются активным стремлением к социально одобряемым действиям, соревновательностью; 10 подростков (17.9%) имеют тенденцию совершать или одобрять асоциальные поступки. Большинство (69.6%) имеет средние показатели по шкале «Социальные установки».

На основании изложенных данных, оказалось возможным произвести распределение испытуемых по группам, различающимся степенью устойчивости к употреблению ПАВ (см. Таблицу №2).

Из 56 опрошенных нами подростков группу «не рискующих» составили 27 человек (48%);  1-ю группу риска («потенциально готовых к пробе») – 20 человек (36%); 2-ю группу риска («совершивших пробу») – 6 человек (11%); 3-ю группу риска («аддиктивное поведение») – 3 человека (5%).

 

 

 

Таблица №2

Распределение подростков по группам, различающимся степенью риска наркотизации.

           группы

риска

 

кол-во чел.«Не рискующие»1-я группа риска2-я группа риска3-я группа рискаабс. значение272063%48.235.710.75.4

 

Охарактеризуем эти группы:

а) группа «не рискующие» определяется «средними» показателями по всем шкалам. Для подростков, попавших в группу «не рискующие», характерно адекватное поведение в ситуации риска (пробы), когда проба осуществляется в силу природного любопытства. В данном случае, пробуя наркотик, подросток пробует именно наркотик (а не ситуацию, или новую роль и т.п.), он ощущает его воздействие на организм. Как правило, в таком случае ничего привлекательного в употреблении подобного рода препаратов он не находит и принимает решение о ненужности наркотиков для него.

б) 1-я группа риска определяется наличием низких или высоких показателей хотя бы по одной шкале, которые выступают как фактор риска, при отсутствии «высоких» показателей по шкале «Интерес к наркотикам». «Низкие» или «высокие» показатели по шкале позволяют предположить, что подросток реализует избегающий или преодолевающий тип поведения соответственно. Реализация одного из этих типов поведения делает подростка «потенциально готовым» к совершению пробы.

в) 2-я группа риска –  предположительно «совершившие пробу» – определяется высокими показателями по шкале «интерес к наркотикам», показывающими активный интерес подростка к данной сфере.

г) 3-я группа риска – «аддиктивное поведение» – определяется высокими показателями по шкалам «интерес к наркотикам» и «социальные установки». Можно предположить, что подросток, попавший в эту группу, принадлежит к асоциальной группе и реализует аддиктивное поведение.

 

Изучение коммуникативной компетентности подростков, входящих в различные группы риска в отношении наркотизации, мы осуществляли с помощью методик «Коммуникативная компетентность» Л. Мишельсона, «Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности» (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов) и теста «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС).