2.3.2. Методика «Коммуникативная компетентность» Л. Мишельсона.

Проблема уверенного поведения важна для подростков, так как «ложится» на ведущую потребность подросткового возраста – потребность в общении со сверстниками. Хорошо сформированные коммуникативные умения и навыки помогают быстро решать конфликты, располагать к себе людей, слаженно работать в команде, оказывать людям поддержку.

Особенности понимания подростками коммуникативных ситуаций и выбора оптимальных способов поведения в них исследовались с помощью теста-опросника «Коммуникативная компетентность». Испытуемые должны были выбрать наиболее близкий им вариант поведения в различных коммуникативных ситуациях: вступления в контакт, принятия и оказания знаков внимания, справедливой и несправедливой критики, в ситуациях провокации и обращения с просьбой, требующих отказа или сочувствия и поддержки.

Проанализируем средние показатели испытуемых, входящих в группы, различающиеся уровнем устойчивости к употреблению ПАВ (Таблица №3, Рис. №1).

 

 

Таблица №3

Выбор зависимого, правильного и доминирующего поведения подростками с разным уровнем устойчивости к употреблению ПАВ, по методике «Коммуникативная компетентность» Л. Мишельсона (абс. значения и %).

          стиль поведения

 

 

группыУверенное поведениеЗависимое поведениеАгрессивное поведениеабс.знач.%абс.знач.%абс.знач.%»не рискующие»36456.214021.614422.21-я группа риска24651.311022.912425.82-я группа риска7652.83222.236253-я группа риска18252737.52737.5

 

 

Рисунок. 1

Стиль поведения подростков, принадлежащих к различным группам риска, по методике «Коммуникативная компетентность» Л. Мишельсона.

Исходя из полученных данных, мы можем говорить о том, что «не рискующим» подросткам в большей степени присущи уверенное поведение, позиция «на равных» в общении (56.2% ответов), тогда как агрессивное и зависимое поведение выбирается ими в 22.2% и 21.6% случаев соответственно.

В группе «потенциально готовых к пробе» показатели коммуникативной компетентности несколько ниже, чем в группе «не рискующих». 51.3% ответов характеризуют уверенную реакцию в различных ситуациях общения; наблюдается больше агрессивных (25.8%) и зависимых реакций (22.9%).

Интересно, что подростки 2-й группы риска (предположительно «совершившие пробу») показывают результаты, практически совпадающие с таковыми группы «не рискующих» подростков. Этот факт мы можем объяснить таким образом. Здесь, скорее всего, имеет место проба употребления наркотиков. Приобщение подростков к наркотикам и другим психоактивным веществам происходит в компаниях сверстников и тесно связано с реакцией группирования с ними; поэтому, чтобы остаться членом компании, подростку необходимо умение общаться, причем, уверенное поведение будет более востребованным, нежели зависимое, а тем более агрессивное. В 1-й группе риска («потенциально готовых к пробе»)  интерес поддерживается также сверстниками, поэтому у них достаточно высокие показатели уверенного поведения (51.3%).

В 3-й группе риска («аддиктивное поведение») показатели уверенного поведения гораздо ниже (25%), чем в других группах. Показатели зависимого и агрессивного поведения выше (по 37.5%), чем в остальных трех группах. В различных ситуациях общения такие подростки часто оказывают давление на собеседника или, наоборот, пассивны, неуверенны в себе, что мешает продуктивному общению с окружающими.

С помощью t – критерия Стьюдента мы определили, что показатели выбора правильных (компетентных) реакций «не рискующими» подростками и подростками 1-й и 3-й группы риска статистически значимо различаются (при р ≤0,05, р ≤0,01). Не обнаружено статистически значимых различий между показателями уверенного поведения в группе «не рискующих» и во 2-й группе риска (см. Приложение № 3.2.). Подсчет статистических различий средних показателей уверенного поведения в группах, различающихся степенью риска наркотизации см. в Приложении № 3.1, № 3.3.

Данные по 12 типам ситуаций в каждой из 4-х выделенных групп испытуемых представлены в Таблице №4.

 

Таблица №4

Выбор зависимого, уверенного и агрессивного поведения подростками, различающимися уровнем устойчивости к употреблению ПАВ, по 12 типам коммуникативных ситуаций (%).

 

Группы риска «не рискующие» 1-я группа риска 2-я группа риска 3-я группа риска
                          Стиль                                                                       поведения

 

коммуникативные       уменияУв.Зав.Агр.Ув.Зав.Агр.Ув.Зав.Агр.Ув.Зав.Агр.1.Умение оказывать и принимать знаки внимания74.320.55.262.917.819.373.722.73.633.35016.72.Реагирование на справедливую критику46.724.229.135.213.551.351.822.325.9-16.783.33.Реагирование на несправедливую критику47.822.629.644.417.737.937.730.232.1-33.366.74.Реагирование на задевающие провоцирующие вопросы11.340.648.10.339.859.98.443.648-16.783.35.Умение обратиться к сверстнику с просьбой63.431.74.962.727.110.262.9298.116.766.616.76.Умение ответить отказом на чужую просьбу7.853.139.113.670.815.66.66429.4-33.366.77.Умение самому оказать сочувствие, поддержку50.537.212.341.737.32147.740.811.516.766.616.78.Умение принять сочувствие, поддержку15.3813.710.276.613.21080.49.6-83.316.79.Умение вступать в контакт45.936.517.643.224.83245.729.125.216.733.35010.Реагирование на попытку другого вступить в контакт21.854.823.417.480.12.522.451.126.533.366.7-11.Умение просить и принимать помощь47.542.310.244.543.711.840.636.123.383.316.7-12.Реагирование на собственный неуспех и успех другого33.315.650.130.921.247.937.630.232.25033.316.7

 

Обратимся к характеристике выборов стилей поведения в коммуникативных ситуациях «не рискующих» подростков.

Для них несложными, т.е. теми, в которых они готовы вести себя правильно, оказались ситуации, требующие от них умений оказывать и принимать знаки внимания (74.3%), реагировать на справедливую и несправедливую критику(46.7% и 47.8%), обратиться с просьбой (63.4%), оказать сочувствие и поддержку (50.5%), вступить в контакт (45.9%).

В ряде ситуаций они затруднились в выборе правильной линии поведения. Так, пассивную реакцию подростки демонстрируют в ситуациях, требующих умений ответить отказом на просьбу (53.1%), принять сочувствие и поддержку (81%), реагировать на попытку другого вступить в контакт (54.8%).

Наибольшую трудность у подростков вызвали ситуации реагирования на задевающие, провоцирующие вопросы (48.1%), а также реагирования на собственный неуспех и успех другого (50.1%). В них испытуемые оказываются склонными к агрессивному стилю поведения.

Таким образом, мы можем констатировать факт, что в группе «не рискующих» подростков выборы в большей степени оказываются смещенными в сторону уверенного стиля поведения, чем зависимого и агрессивного.

В остальных трех группах риска сохраняется та же тенденция, но показатели уверенного поведения снижаются, а зависимого и агрессивного – увеличиваются.

Так, подростки 1-й группы риска показали компетентную реакцию в ситуациях, требующих умения оказывать и принимать знаки внимания (62.9%), обратиться к сверстнику с просьбой (62.7%), вступить в контакт (43.2%).

Зависимый тип поведения подростки выбрали в ситуациях, где требуется ответить отказом на просьбу (70.8%), принять сочувствие (76.6%), среагировать на попытку другого вступить в контакт (80.1%).

В ситуациях реагирования на справедливую критику (51.3%), на провоцирующие вопросы (59.9%), на собственный неуспех и успех другого (47.9%) «потенциально готовые к пробе» подростки демонстрируют агрессивные реакции.

На грани уверенного и зависимого стилей поведения оказались такие их умения, как умение самому оказать поддержку (41.7% и 37.3%) и умение просить и принимать помощь (44.5% и 43.7% соответственно).

Подростки 2-й группы риска ведут себя адекватно в ситуациях, требующих умений оказывать и принимать знаки внимания (73.7%), реагировать на справедливую критику (51.8%), обратиться к сверстнику с просьбой (62.9%), вступить в контакт (45.7%).

В ситуациях, которые требуют от подростков умений ответить отказом на просьбу (64%), принять сочувствие (80.4%), реагировать на попытку другого вступить в контакт (51.1%), они показывают зависимую реакцию.

Сложным для подростков, предположительно «совершивших пробу», оказалось реагирование на задевающие, провоцирующие вопросы: 48% из них показывают склонность к агрессивному поведению.

Представляется интересным рассмотреть результаты подростков 3-й группы риска («аддиктивное поведение»). Многие их реакции в различных ситуациях общения относятся к зависимому и агрессивному стилям поведения. Подростки с аддиктивным поведением оказывают давление на собеседника в таких коммуникативных ситуациях, требующих умений: реагировать на справедливую и несправедливую критику (83.3% и 66.7%); реагировать на задевающие, провоцирующие вопросы (83.3%); ответить отказом на чужую просьбу (66.7%); вступать в контакт (50%).

Зависимое поведение у них наблюдается в ситуациях, требующих следующих умений: оказывать и принимать знаки внимания (50%); обратиться к сверстнику с просьбой (66.6%); самому оказывать сочувствие, поддержку (66.6%); принимать сочувствие, поддержку (83.3%); реагировать на попытку другого вступить в контакт (66.7%).

Правильные, уверенные реакции подростки 3-й группы демонстрируют в ситуациях, требующих актуализации следующих умений: просить и принимать помощь (83.3%), реагировать на собственный неуспех и успех другого» (50%). Укажем, что данные умения у подростков первых трех групп риска находятся на грани правильного и неуверенного стилей поведения.

Подчеркнем, что в выборе правильной стратегии поведения в ситуациях, требующих умения реагировать на задевающие, провоцирующие вопросы,  подростки всех четырех групп затруднились. Ни в одной из указанных групп нет преобладания правильных ответов (41.8%, 59.9%, 48%, 83.3% агрессивных реакций по четырем группам). Можно предположить, что неумение подростков реагировать на задевающее провокационное поведение – это результат присутствующего у подростков запрета на выражение собственных чувств, незнания определенных прав личности и несформированности конкретных навыков реагирования.

Реакции в ситуации «Умение самому оказать сочувствие, поддержку» преимущественно уверенные (50.5%, 41.7%, 47.7%), а в ситуации «Умение принять сочувствие, поддержку» – зависимые (81%, 76.6%, 80.4%, 83.3%). Подростки, оказывая поддержку, демонстрируют зависимое поведение по типу отрицания проблемы. Умение вступать в контакт у большинства подростков 1, 2, 3 групп выражено в правильной форме (45.9%, 43.2%, 45.7%), однако велик процент зависимого поведения в группе «не рискующих» подростков (36.5%); агрессивного поведения  в 1-й группе риска; зависимого и агрессивного поведения во 2-й группе риска (29.1% и 25.2% соответственно). В ситуациях, требующих умения реагировать на попытку другого вступить в контакт, испытуемые демонстрируют склонность к зависимым реакциям (54.8%, 80.1%, 51.1%, 66.7% соответственно в четырех группах риска).

Интересно, что необходимость реагировать на собственный неуспех и успех другого актуализирует агрессивные реакции у подростков 1-й группы риска (47.9%) и у большинства «не рискующих» подростков (50.1%), тогда как подростки 2-й группы риска чаще выбирают уверенные ответы (37.6%).

Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод о том, что подростки, не входящие в группы риска, отличаются от рискующих тем, что они лучше ориентируются в ситуациях общения и чаще выбирают оптимальные варианты поведения в них.

 

2.3.3. Методика «Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности» (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов).

Коммуникативная компетентность подростков проявляется не только в умении адекватно воспринимать ситуации общения и выбирать  правильные стратегии поведения в них, но и в знаниях особенностей своей личности. Особое значение имеет способность адекватно оценивать свои качества, необходимые для установления оптимальных взаимоотношений с окружающими людьми.

Самооценка (СО) и экспертная оценка (ЭО) базовых особенностей личности подростков, актуализирующихся  в процессе общения, изучалась нами с использованием методики «Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности» (Л. И. Уманский, И. А. Френкель, А. Н. Лутошкин, А. С. Чернышов).

Экспертную группу в средней общеобразовательной школе №2 г. Орла составили: Сидякина О.М. – классный руководитель 7 «А» класса, Самойленко Е.Н. – классный руководитель 7 «Б» класса, Нестерова О.И. – учитель истории 7 «А», «Б» классов.

Экспертную группу в средней общеобразовательной школе №1 п. Чернь Тульской области составили: Лобода Л.Л. – классный руководитель 8 «Б» класса, Ерохина Л.П. –  классный руководитель 8 «Г» класса, Маймусова О.В. – учитель математики 8 «Б», «Г» классов.

Экспертная оценка производилась путем сопоставления независимых экспертных оценок по каждому из «блоков» исследуемых личностных качеств.

Учащиеся и эксперты оценивали проявление качеств, необходимых в процессе общения, которые объединены в следующие блоки:

А. Черты характера, выражающие направленность личности.

Б. Интеллектуальные черты характера.

В. Волевые черты характера.

Г. Эмоциональные черты характера.

Е. Черты характера, выражающие отношение к другим людям.

Ж. Черты характера, выражающие отношение к самому себе.

Было получено два ряда показателей:

  1. Самооценка коммуникативно-характерологических особенностей личности подростков (СО), принадлежащих различным группам риска.
  2. Экспертная оценка коммуникативно-характерологических особенностей личности подростков (ЭО) различных групп риска.

Таблицу индивидуальных значений по методике «Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности» см. в Приложении №2.3. Профили коммуникативно-характерологических особенностей личности подростков различных групп риска представлены в Таблице №5 текста  и в Приложении № 2.4.

Рассмотрим средние показатели самооценки и экспертной оценки коммуникативно-характерологических особенностей личности подростков различных групп риска.

 

                                                                                                        Таблица №5

Средние показатели самооценки (СО) и экспертной оценки (ЭО) коммуникативно-характерологических особенностей личности подростков различных групп риска.

 

        Блок                                          качеств

 

Группа рискаАБВГЕЖСОЭОСОЭОСОЭО

СО

ЭОСОЭОСОЭО»не риск.»3.883.803.793.943.743.62

3.98

3.713.633.683.843.941 группа риска3.963.143.873.683.553.61

4.00

3.683.323.283.553.842 группа риска3.823.703.723.523.933.53

3.92

3.683.253.333.483.403 группа риска3.273.153.903.113.573.54

3.60

3.343.473.022.602.37

 

 

Обратимся к характеристике показателей СО коммуникативных качеств «не рискующих» подростков. По мнению испытуемых, наиболее ярко выраженными у них являются черты характера, выражающие направленность личности (блок А – средние оценки по этому блоку – 3.88), эмоциональные черты (блок Г – 3.98), отношение к самому себе (блок Ж – 3.84).

Менее других проявляются черты характера, выражающие отношение испытуемых к другим людям (блок Е – 3.63), а также волевые черты (блок В – 3.74).

Экспертная оценка (ЭО) по ряду оцениваемых качеств практически совпадает с СО: по блоку А (направленность личности) – СО-3.88, ЭО-3.80; по блоку Е (отношение к другим людям) – СО-3.63, ЭО-3.68. Также, как и в случае СО, выше других экспертами оценены качества подростков, выражающие интеллектуальные черты (блок Б – СО-3.79, ЭО-3.94) и отношение к самому себе (блок Ж – СО-3.84, ЭО-3.94). По блокам В (волевые черты) и Г (эмоциональные черты) СО и ЭО расходятся: в первом случае СО-3.74, ЭО-3.62; во втором – СО-3.98, ЭО-3.71.

Профиль коммуникативно-характерологических особенностей личности «не рискующих» подростков представлен  на Рис. №2.

 

                                                                                                    Рисунок № 2

В целом, показатели самооценки и экспертной оценки «не рискующих» подростков  выше, чем таковые подростков остальных групп риска. Для группы «не рискующих» характерно то, что самооценка их коммуникативных качеств практически совпадает с экспертной оценкой. Это является свидетельством достаточно высокой степени адекватности оценки испытуемыми собственных качеств, востребованных в процессе общения.

Рассмотрим показатели СО коммуникативных качеств подростками 1-й группы риска. Наиболее ярко выраженными, по их мнению, являются качества, относящиеся к блоку А (направленность личности) – СО-3.96; к блоку Б (интеллектуальные черты характера) – СО-3.87; к блоку Г  (эмоциональные черты) – СО-4. Экспертная оценка в этом смысле не совпадает с самооценкой: по блоку А – ЭО-3.14, по блоку Б и Г – ЭО-3.68.

Менее других проявляются черты характера, выражающие  отношение подростков к другим людям (блок Е – СО-3.32), а также к себе (блок Ж – СО-3.55).

Наиболее адекватно оценили себя подростки, «потенциально готовые к пробе», по таким качествам, как: волевые черты характера (блок В – СО-3.55, ЭО-3.61), отношение к другим людям (блок Е – СО-3.32, ЭО-3.28). По данным блокам СО и ЭО практически совпадают  (см. Рис. №3).

 

                                                                                                   Рисунок № 3

Профиль коммуникативно-характерологических особенностей личности подростков 1-й группы риска

Таким образом, самооценка коммуникативных качеств «потенциально готовыми к пробе» подростками в меньшей степени совпадает с экспертной оценкой, чем  в группе «не рискующих». В этой связи мы можем говорить не только о недостаточном уровне сформированности коммуникативных качеств этих испытуемых, но и о недостаточной адекватности их оценки.

Охарактеризуем показатели СО коммуникативных качеств подростками 2-й группы риска. Такие черты характера, как направленность личности (блок А – СО-3.82),  интеллектуальные черты (блок Б – СО-3.72), волевые черты характера (блок В – СО-3.93), эмоциональные черты (блок Г – СО-3.92) выражены наиболее ярко.

ЭО по данным блокам ниже, чем СО. Так, по блокам А –  ЭО-3.70, Б – ЭО-3.52, В – ЭО-3.53, Г – ЭО-3.68.

Экспертная оценка (ЭО) практически совпадает с СО по таким личностным качествам, как: отношение к другим людям (блок Е – СО-3.25, ЭО-3.33), отношение испытуемых к себе (блок Ж – СО-3.48, ЭО-3.40) (см. Рис. №4)..

 

                                                                                               Рисунок №. 4 Профиль коммуникативно-характерологических особенностей личности подростков 2-й группы риска

В целом, самооценка коммуникативных качеств подростков 2-й группы риска совпадает с экспертной оценкой, однако в меньшей степени, чем  у «не рискующих» подростков. Таким образом, можем сделать вывод о достаточной степени адекватности самооценки личностных качеств, необходимых в процессе общения, испытуемых, предположительно «совершивших пробу».

Подростки с «аддиктивным поведением» обнаружили низкий уровень СО, причем ЭО по многим блокам качеств еще ниже. Так, подростки считают, что ярко выраженными чертами характера у них являются интеллектуальные черты (блок Б – СО-3.90) и эмоциональные черты (блок Г – СО-3.60). Однако, ЭО по данным блокам существенно отличается от СО: по блоку Б – ЭО-3.11, по блоку Г – ЭО-3.34.

Несколько более адекватно подростки 3-й группы риска оценили себя по блоку В «Волевые черты характера»: здесь СО-3.57 и ЭО-3.54 практически совпадают.

Подростки отмечают, что черты характера, выражающие отношение к самому себе, проявляются слабо (по блоку Ж – СО-2.60), но экспертная группа оценивает их по данному блоку еще более низкими баллами (по блоку Ж – ЭО-2.37) (см. Рис. №5). Таким образом, подросткам 3-й группы риска присущи замкнутость, бестактность, черствость, неуверенность.

 

Рисунок№ 5 Профиль коммуникативно-характерологических особенностей личности подростков 3-й группы риска.

 

 

Представленные результаты свидетельствуют о недостаточной сформированности и адекватности оценки подростками 3-й группы риска своих качеств, необходимых в процессе общения с окружающими. Им свойственно переоценивать свои личностные качества.

Таким образом, средние показатели СО «не рискующих» подростков несколько выше, чем их ЭО (СО-3.81, ЭО-3.78). Подростки остальных трех групп риска оценили свои качества значительно выше, чем экспертная группа: 1-я группа риска — СО-3.71, ЭО-3.54; 2-я группа риска — СО-3.69, ЭО-3.53; 3-я группа риска — СО-3.4, ЭО-3.1 (см. Таблицу №   , Рис. №6). Средние показатели самооценки и экспертной оценки коммуникативно-характерологических особенностей личности подростков различных групп риска представлены на диаграммах №5, №6, №7, №8 Приложения №4.

 

 

                                                                                                        Рисунок № 6

Средние показатели СО и ЭО подростков различных групп риска.

Различия в уровне СО «не рискующих» и испытуемых 3-ей группы риска оказались статистически значимыми (при р ≤0,05) (см. Приложение №3.6.). Различия средних значений СО «не рискующих», 1-й и 2-й групп риска статистически незначимы (см. Приложение №3.4, №3.5.).

Таким образом, средние показатели самооценки «не рискующих» подростков  выше, чем подростков остальных групп риска. Экспертная оценка «не рискующих» в большей степени совпадает с их самооценкой. Следовательно, мы можем говорить о достаточной адекватности оценки «не рискующими»  подростками своих личностных особенностей. Необходимых в процессе межличностного общения.

Самооценка подростками 3-й группы риска своих коммуникативно-характерологических качеств существенно отличается от их экспертной оценки. Эксперты оценили их коммуникативные качества по всем предложенным шкалам ниже, чем сами подростки. Самооценка подростков 1-й и 2-й групп риска по ряду личностных качеств завышена. Показатели самооценки в 3-й группе риска невысокие, однако, экспертная группа оценила их еще более низкими баллами. Интересно, что подростки 3-й группы риска («аддиктивное поведение») оценивают свои интеллектуальные черты характера выше, чем все остальные подростки. Так, самооценка подростков 1-й, 2-й и 3-й групп риска недостаточно сформирована. Оценка «не рискующими» подростками своих коммуникативно важных качеств в большей степени сближается с экспертной оценкой педагогов, чем в других группах риска.